Предмет данной статьи - индивидуально-психологические факторы оптимизации профессионального образования. Рассматривается влияние уровня развития общекультурных компетенций на проявление индивидуально-психологических особенностей и формирование профессиональных компетенций у студентов, а именно экспериментальное подтверждение различий в мотивах учебной деятельности, удовлетворенности учебой и сформированности профессиональных компетенций в зависимости от уровня развития общекультурных компетенций обучающихся. С помощью методов математической статистики подтверждены различия в выраженности абсолютных показателей индивидуально-психологических особенностей, профессиональных компетенций и характере их взаимосвязей в группах студентов с разных уровнем общекультурных компетенций. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совместной работы школы и вуза по развитию общекультурных (личностных) компетенций обучающихся.