В статье представлены результаты теоретического и практического исследования психолого-педагогических условий формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Нейролингвистическое программирование базируется на теоретических основах нейролингвистики, нейропсихологии, общей психологии, когнитивистики и нацелено на разработку моделей восприятия, усвоения и сохранения информации при задействовании психических процессов мышления, памяти, внимания. Ориентация на личностно ориентированный, коммуникативно-деятельностный, дифференцированный, компетентностный подходы в образовании обуславливает актуальность теоретического исследования и практической значимости применения принципов нейролингвистического программирования, нацеленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей при формировании лексических умений. Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области психолингвистики, методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистического программирования, личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-деятельностный подходы. В работе применялись следующие методы исследования: тестирование обучающихся, беседа, наблюдение за образовательным процессом, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы, обобщение результатов исследований в области обучения иноязычной лексике, классификация изученных данных, методического и лингвистического анализа, обработки результатов учебной деятельности студентов. Выделяются основные принципы восприятия, усвоения и сохранения информации, приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи реализуют попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных лексических умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в соответствии с этапами формирования речевых навыков. Акцент делается на применении комбинированных методов, которые реализуют принципы репрезентации информации на основе нейролингвистического программирования: визуализация, ассоциация, геймификация, методика набора ключевых слов, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Процессы якорения и установления раппорта выделяются в качестве основных элементов нейролингвистического программирования, обеспечивающих создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения. В результате изучения, сравнительного анализа и синтеза данных психолого-педагогической, научно-методической литературы разработаны алгоритм и микростратегии формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Для каждого этапа формирования лексических навыков выделены характерные методы, приемы и средства обучения, приведены конкретные микростратегии для наглядного представления возможностей практической реализации серии учебно-коммуникативных упражнений в соответствии с теоретическим обоснованием. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.
Переведенное названиеPSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR LEXICAL SKILLS DEVELOPMENT BASED ON THE PRINCIPLES OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)239-252
Число страниц14
ЖурналПедагогическое образование в России
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2024

    ГРНТИ

  • 14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 58476014