Standard

БЕСТИАРНЫЙ КОД УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СКАЗАХ П. П. БАЖОВА. / Гудова, Маргарита Юрьевна; Юань, Мэнмэн.
в: Вестник культуры и искусств, № 3 (63), 2020, стр. 37-44.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{4b8d29c488b34fc0897cabc25b9e9cb9,
title = "БЕСТИАРНЫЙ КОД УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СКАЗАХ П. П. БАЖОВА",
abstract = "Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.",
author = "Гудова, {Маргарита Юрьевна} and Мэнмэн Юань",
year = "2020",
language = "Русский",
pages = "37--44",
journal = "Вестник культуры и искусств",
issn = "2542-0917",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования {"}Челябинский государственный институт культуры{"}",
number = "3 (63)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - БЕСТИАРНЫЙ КОД УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СКАЗАХ П. П. БАЖОВА

AU - Гудова, Маргарита Юрьевна

AU - Юань, Мэнмэн

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.

AB - Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44048465

M3 - Статья

SP - 37

EP - 44

JO - Вестник культуры и искусств

JF - Вестник культуры и искусств

SN - 2542-0917

IS - 3 (63)

ER -

ID: 14193067