Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - БЕСТИАРНЫЙ КОД УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СКАЗАХ П. П. БАЖОВА
AU - Гудова, Маргарита Юрьевна
AU - Юань, Мэнмэн
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.
AB - Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44048465
M3 - Статья
SP - 37
EP - 44
JO - Вестник культуры и искусств
JF - Вестник культуры и искусств
SN - 2542-0917
IS - 3 (63)
ER -
ID: 14193067