Формирование представлений об уральской горнозаводской культуре как особом типе культуры помогает познать и интерпретировать не только ее историческое прошлое, но и настоящее. Уральская горнозаводская культура, нашедшая яркое художественное воплощение в сказах Бажова, становится предметом нашего изучения посредством дискурсивно-семиотического анализа. Дискурсивность анализа заключается в том, что тексты сказов П. П. Бажова рассматриваются только с позиции принимаемых на себя реальными обитателя-ми уральских лесов и домов горнозаводских крестьян культурных значений, ценностей и смыс-лов. Семиотический подход реализуется в анализе того, каким путем звери преображались в сказах в зооморфные символы и знаки уральской культуры, становились элементами особого бажовского бестиария и носителями уральского культурного кода. Центральной категорией представленного анализа выступает бажовский бестиарий, понимаемый как семиотическая система, где каждый зверь является знаком, обладающим определенным значением и несущим определенный код уральской культуры. Демонстрируется, что бестиарий сказов Бажова возникает в результате художественного переосмысления образов домашних и диких животных, вошедших в повседневность и культуру горнозаводского Урала, существует в триединстве хтонического, христианского и творческого культурного кода. Выстраиваются иерархические отношения между зооморфными кодами уральской культуры первого, второго и третьего порядка. К коду первого порядка относятся реальные звери в их обыденных знаковых функциях, второго (бестиарию) - звери, наделенные сверхъестественными способностями, третьего (творческому) - звери, изображенные уральскими мастерами-художниками в качестве персонажей П. П. Бажова. Выявляется, что звери, кодирующие хтонические, христианские и творческо-эстетические значения и смыслы, тесно связаны с трудовой повседневностью уральских горнозаводских крестьян. Делается вывод, что формирование бажовского бестиарного кода отражает уникальность уральской горнозаводской культуры, кодифицирует систему нравственных ценностей и смыслов, сформировавшуюся в непростых трудовых процессах освоения природных недр и богатств: ответственное и серьезное отношение к суровой уральской природе, доброе отношение к людям, честное и творческое отношение к труду.
Переведенное названиеBESTIARY’S CODE OF URAL MINING FACTORY CULTURE IN THE P. P. BAZHOV’S TALES
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)37-44
Число страниц8
ЖурналВестник культуры и искусств
Номер выпуска3 (63)
СостояниеОпубликовано - 2020

    ГРНТИ

  • 16.00.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 14193067