DOI

Развитие информационного пространства влечет за собой изменение различных подструктур общества. В частности, меняются нормы информационного права, трансформируется информационная культура общества. Молодежь - наиболее погруженная в цифровые практики группа населения, она быстрее всех реагирует на изменения технологий, но неохотно отзывается на правовые изменения, связанные с использованием привычных ресурсов. Цель нашего исследования - анализ вызовов и поиск путей развития информационной культуры студенческой молодежи в интернет-пространстве. Задачами исследования стали: · теоретический анализ элементов информационной культуры; · определение места цифровой грамотности в структуре информационной культуры; · определение характера связи информационной культуры и информационного права; · анализ основных рисков низкой информационной культуры студенческой молодежи в условиях изменения правового регулирования цифровой среды; · актуализация проблемы управления развитием информационной культуры современной студенческой молодежи на системном уровне. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность - это базовый элемент информационной культуры, на основе которого формируются нормы и специфические ценности цифрового пространства. В качестве такой специфической ценности авторы называют достоверность информации. Предложено расширить содержание понятия цифровой грамотности, включив в него знание правовых норм использования интернет-ресурсов. Это сближает научные категории информационной культуры и правовой культуры. Но с точки зрения управления процессами такой подход к цифровой грамотности как к компоненту информационной культуры позволит быстрее актуализировать образовательные программы с учетом изменения правового поля. В частности, предложено использовать этот подход при развитии проекта «Готов к цифре» (Национальный проект «Цифровая экономика», направление «Кадры для цифровой экономики») для укрепления феномена «цифрового гражданина». На основе эмпирических данных мониторинга студенческой молодежи 2020 г. ( N = 2000) и данных исследовательских компаний Mediascope, ФОМ, ВЦИОМ определены такие риски информационной культуры студенческой молодежи, как использование заблокированных Роскомнадзором ресурсов, низкая осведомленность об изменениях нормативно-правовой базы, склонность оправдывать нарушения закона, что иллюстрирует теоретические положения статьи.
Переведенное названиеINFORMATION CULTURE OF STUDENTS: CHALLENGES AND WAYS FOR DEVELOPMENT
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)8-24
Число страниц17
ЖурналВестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 43372031