DOI

Введение. Исследование посвящено проблемам карьерного консультирования студентов вузов. Успешное профессиональное самоопределение становится залогом будущей успешной профессионализации. Маркером непригодности на рынке труда, по мнению работодателей, является отсутствие осознания своего выбора и профессиональных целей. Цель исследования - поиск методического инструментария для проведения карьерного консультирования студентов. Методология. Исследование проведено посредством тестирования по методикам «Якоря карьеры» (Шейн) и тест Холланда - на двух выборках студентов: первого курса химического факультета (111 человек) и второго курса факультета психологии (103 человека). Связь между шкалами двух методик определялась по коэффициенту Спирмена. Результаты. Выявлены наиболее выраженные типы профессиональной направленности личности по Холланду у химиков - интеллектуальный и артистический; у психологов - социальный и артистический. Студенты обеих групп демонстрируют в основном ориентацию на горизонтальные типы карьеры (служение, профессиональная компетентность), а также ориентацию на условия (стабильность места работы, интеграция стилей жизни, автономия). Выявлены достоверные корреляции между шкалами методики «Якоря карьеры» и теста по модели Холланда. У химиков выявлена прямая связь ведущего интеллектуального типа личности со шкалой «профессиональная компетентность» и обратная связь со шкалами менеджмента и стабильности места работы. У студентов-психологов связи с ведущим социальным типом личности по шкалам «Якоря карьеры» не выявлено. Корреляционные связи между показателями двух методов позволяют предположить, что студенты-психологи в большей мере нуждаются в более детальном знакомстве с направлениями своей будущей деятельности. Также определены связи, подтверждающие конвергентную и дискриминативную валидность методик. Заключение. Результаты исследования позволяют рассматривать возможность использования методов Холланда и «Якоря карьеры» при карьерном консультировании. На основании определенных корреляционных закономерностей предложены рекомендации для профориентационной работы со студентами разных направлений подготовки.
Переведенное названиеTHE CAREER COUNSELING FOR STUDENTS: THE SEARCH FOR TOOLS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)67-76
Число страниц10
ЖурналПрофессиональное образование в России и за рубежом
Номер выпуска2 (50)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 43371275