Standard

Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: Conceptual analysis. / Gilyazova, Olga S.; Zamoshchansky, Ivan I.
в: Perspektivy Nauki i Obrazovania, Том 56, № 2, 2022, стр. 77-94.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{88c3a7a3498f4f7395b5d882a36bae60,
title = "Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: Conceptual analysis",
abstract = "Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.",
keywords = "21st century skills, Bologna process, competence-based education, generic competencies, higher education, key competencies, soft skills, universal competencies",
author = "Gilyazova, {Olga S.} and Zamoshchansky, {Ivan I.}",
note = "Publisher Copyright: {\textcopyright} 2022 LLC Ecological Help. All rights reserved.",
year = "2022",
doi = "10.32744/pse.2022.2.5",
language = "English",
volume = "56",
pages = "77--94",
journal = "Perspektivy Nauki i Obrazovania",
issn = "2307-2334",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью Экологическая помощь",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: Conceptual analysis

AU - Gilyazova, Olga S.

AU - Zamoshchansky, Ivan I.

N1 - Publisher Copyright: © 2022 LLC Ecological Help. All rights reserved.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.

AB - Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.

KW - 21st century skills

KW - Bologna process

KW - competence-based education

KW - generic competencies

KW - higher education

KW - key competencies

KW - soft skills

KW - universal competencies

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85130882766&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48561314

U2 - 10.32744/pse.2022.2.5

DO - 10.32744/pse.2022.2.5

M3 - Article

AN - SCOPUS:85130882766

VL - 56

SP - 77

EP - 94

JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania

JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania

SN - 2307-2334

IS - 2

ER -

ID: 30386112