Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: Conceptual analysis
AU - Gilyazova, Olga S.
AU - Zamoshchansky, Ivan I.
N1 - Publisher Copyright: © 2022 LLC Ecological Help. All rights reserved.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.
AB - Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.
KW - 21st century skills
KW - Bologna process
KW - competence-based education
KW - generic competencies
KW - higher education
KW - key competencies
KW - soft skills
KW - universal competencies
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85130882766&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48561314
U2 - 10.32744/pse.2022.2.5
DO - 10.32744/pse.2022.2.5
M3 - Article
AN - SCOPUS:85130882766
VL - 56
SP - 77
EP - 94
JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania
JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania
SN - 2307-2334
IS - 2
ER -
ID: 30386112