DOI

Проблема и цель. В свете актуальных для современной эпохи трендов (технологических, социальных, техносоциальных и их ускорения) на первый план выдвигаются навыки и компетенции, универсальные для всех сфер деятельности - мягкие навыки, ключевые компетенции. Их российским аналогом в рамках высшего образования являются универсальные компетенции. Цель статьи - выявление и изучение специфики концепции универсальных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного образования. Материалы и методы. Для достижения данной цели авторы используют методы этимологического, концептуального и сравнительного анализа, а также диалектический, диахронический подходы и дискурсивную рефлексию. Материалами исследования послужили документы и проекты в области компетентностно-ориентированного образования ЕС, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного Банка, а также монографии и статьи ведущих специалистов и научных групп по данной тематике. Результаты. В рамках исследования проведена дифференциация понятия «универсальные компетенции» от содержательно близких понятий («мягкие навыки», «ключевые компетенции», «общие компетенции», «навыки 21 века»); выявлена роль универсальных компетенций как балансира для высшего образования в уравновешивании его двух основных миссий: подготовка выпускников к успешной карьере и их формирование в качестве всесторонне развитых личностей. Показано, что терминологическая путаница и отсутствие консенсуса по многим вопросам компетентностно-ориентированного образования имеет амбивалентный характер. Определен замысел универсальных компетенций как российской версии средства (и следствия) интеграции двух противоположных интенций национальной образовательной политики: влиться в русло компетентностного подхода и не потерять свою уникальность. Также был внесен вклад в развитие понимания универсализма как фундамента для компетентностно-ориентированного образования, в т.ч. российского. Заключение. Констатируем, что концепция универсальных компетенций способна как сделать компетентностно-ориентированное образование более сбалансированным в российских реалиях, так и, напротив, усугубить имманентно присущий ему дисбаланс.
Переведенное названиеСпецифика универсальных компетенций высшего образования России в контексте компетентностно-ориентированного образования: концептуальный анализ
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)77-94
Число страниц18
ЖурналPerspektivy Nauki i Obrazovania
Том56
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Philosophy

    Области исследований

  • 21st century skills, Bologna process, competence-based education, generic competencies, higher education, key competencies, soft skills, universal competencies

ID: 30386112