Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМАХ М. ХЕРАСКОВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МАСОНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Л. К. ДЕ СЕН-МАРТЕН, И. В. ЛОПУХИН)
AU - Яклюшина, Мария Сергеевна
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье исследуются некоторые проявления масонского мировоззрения, касающиеся власти и образа идеального правителя, в эпических поэмах М. М. Хераскова «Россияда», «Владимир Возрождённый» и «Царь, или Спасённый Новгород». Последнее произведение в этом ключе рассматривается впервые. Текст поэм интерпретируется в контексте важных для московских масонов религиозно-философских трактатов Л. К. де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине» и И. В. Лопухина «Некоторые черты о внутренней церкви». Автор статьи акцентирует внимание на том, что в философии масонства самосовершенствование человека постепенно ведёт к его приближению к первозданному, высшему состоянию до грехопадения, а в трактате Сен-Мартена власть человека до грехопадения над природой коррелирует и с властью над другими людьми. Таким образом доказывается, что, описывая путь духовного самосовершенствования идеального правителя, или его нравственное превосходство над подданными, Херасков не только изображает масонский идеал человека и правителя, что важно, но ещё и легитимирует власть монарха. Указывается на то, что появляющиеся в поэмах аллюзии к масонской идее о «внутреннем» и «внешнем» человеке, «божественной» плоти и материальном теле, образы слепоты и прозрения можно интерпретировать как маркеры осознания правителем необходимости нравственно-духовного роста и подчинённого состояния непросвещённых подданных. Раскрывается конфликт в поэме «Царь, или Спасённый Новгород» между обязанностями правителя - восстановить порядок, противостоять развращению подданных, - и человеколюбивой природой идеального правителя. Проведённый анализ, раскрывая отдельные аспекты масонской философии, позволяет лучше понять концепцию власти в художественном мире эпических поэм Хераскова.
AB - В статье исследуются некоторые проявления масонского мировоззрения, касающиеся власти и образа идеального правителя, в эпических поэмах М. М. Хераскова «Россияда», «Владимир Возрождённый» и «Царь, или Спасённый Новгород». Последнее произведение в этом ключе рассматривается впервые. Текст поэм интерпретируется в контексте важных для московских масонов религиозно-философских трактатов Л. К. де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине» и И. В. Лопухина «Некоторые черты о внутренней церкви». Автор статьи акцентирует внимание на том, что в философии масонства самосовершенствование человека постепенно ведёт к его приближению к первозданному, высшему состоянию до грехопадения, а в трактате Сен-Мартена власть человека до грехопадения над природой коррелирует и с властью над другими людьми. Таким образом доказывается, что, описывая путь духовного самосовершенствования идеального правителя, или его нравственное превосходство над подданными, Херасков не только изображает масонский идеал человека и правителя, что важно, но ещё и легитимирует власть монарха. Указывается на то, что появляющиеся в поэмах аллюзии к масонской идее о «внутреннем» и «внешнем» человеке, «божественной» плоти и материальном теле, образы слепоты и прозрения можно интерпретировать как маркеры осознания правителем необходимости нравственно-духовного роста и подчинённого состояния непросвещённых подданных. Раскрывается конфликт в поэме «Царь, или Спасённый Новгород» между обязанностями правителя - восстановить порядок, противостоять развращению подданных, - и человеколюбивой природой идеального правителя. Проведённый анализ, раскрывая отдельные аспекты масонской философии, позволяет лучше понять концепцию власти в художественном мире эпических поэм Хераскова.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42446386
U2 - 10.21209/1996-7853-2020-15-1-8-16
DO - 10.21209/1996-7853-2020-15-1-8-16
M3 - Статья
VL - 15
SP - 8
EP - 16
JO - Гуманитарный вектор
JF - Гуманитарный вектор
SN - 1996-7853
IS - 1
ER -
ID: 12266207