Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - КОНЦЕПЦИЯ И ФРЕЙМВОРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОСМЫСЛЕНИЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ
AU - Гилязова, Ольга Сергеевна
AU - Замощанская, Анна Николаевна
AU - Замощанский, Иван Игоревич
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Цель статьи - поставить вопрос о значении, достоинствах и недостатках универсальных компетенций, а также о специфике и концептуальной обоснованности их фреймворка для компетентностного образования, прежде всего, российского высшего образования. Выявлены факторы, которые в условиях современного цифрового мира и экономики знаний актуализируют универсальные компетенции. В статье осмысляется значение данной актуализации для образования: раздвижение границ компетентностного подхода; повышение доступности компетенций, которые ранее были достоянием немногих; перенос процесса усвоения этих компетенций из привычных сред (семьи, работы) в школы и вузы; преодоление противопоставления обучения и воспитания, образования и социализации. Установлены основные проблемные моменты концепции универсальных компетенций: нечеткость и неполнота их концептуализации; сложность их измерения и оценки; риск смешения личностных качеств и компетенций, что чревато завышением их воспитательного потенциала; неоднозначность изменения их статуса в образовании: от средств к целям; вероятность их включения в контекст идеологической обработки. Авторами раскрывается амбивалентный характер российского фреймворка универсальных компетенций, отражающийся в его диспропорциональном устройстве: его способность оперативно реагировать на вызовы динамичного мира оборачивается его зависимостью от экономической и политической повестки дня. Научная новизна состоит в том, что исследуемая проблематика впервые рассматривается через призму основополагающего противоречия компетентностного образования: между направленностью на предсказуемый гарантированный успешный результат и стремлением учесть непредсказуемость современного мира. Определяется концептуальная обоснованность российского фреймворка как попытки преодоления этого противоречия. В результате авторы демонстрируют, что диалектически взаимосвязанные преимущества и проблемные аспекты концепции и фреймворка универсальных компетенций придают им неоднозначное, но прогрессивное значение для российского высшего образования.
AB - Цель статьи - поставить вопрос о значении, достоинствах и недостатках универсальных компетенций, а также о специфике и концептуальной обоснованности их фреймворка для компетентностного образования, прежде всего, российского высшего образования. Выявлены факторы, которые в условиях современного цифрового мира и экономики знаний актуализируют универсальные компетенции. В статье осмысляется значение данной актуализации для образования: раздвижение границ компетентностного подхода; повышение доступности компетенций, которые ранее были достоянием немногих; перенос процесса усвоения этих компетенций из привычных сред (семьи, работы) в школы и вузы; преодоление противопоставления обучения и воспитания, образования и социализации. Установлены основные проблемные моменты концепции универсальных компетенций: нечеткость и неполнота их концептуализации; сложность их измерения и оценки; риск смешения личностных качеств и компетенций, что чревато завышением их воспитательного потенциала; неоднозначность изменения их статуса в образовании: от средств к целям; вероятность их включения в контекст идеологической обработки. Авторами раскрывается амбивалентный характер российского фреймворка универсальных компетенций, отражающийся в его диспропорциональном устройстве: его способность оперативно реагировать на вызовы динамичного мира оборачивается его зависимостью от экономической и политической повестки дня. Научная новизна состоит в том, что исследуемая проблематика впервые рассматривается через призму основополагающего противоречия компетентностного образования: между направленностью на предсказуемый гарантированный успешный результат и стремлением учесть непредсказуемость современного мира. Определяется концептуальная обоснованность российского фреймворка как попытки преодоления этого противоречия. В результате авторы демонстрируют, что диалектически взаимосвязанные преимущества и проблемные аспекты концепции и фреймворка универсальных компетенций придают им неоднозначное, но прогрессивное значение для российского высшего образования.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=60057077
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=65183625
U2 - 10.15862/60pdmn523
DO - 10.15862/60pdmn523
M3 - Статья
VL - 11
JO - Мир науки. Педагогика и психология
JF - Мир науки. Педагогика и психология
SN - 2658-6282
IS - 5
M1 - 2
ER -
ID: 53015089