Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e34841babcbc44c99e4a4f5642fdf3fc,
title = "КОНЦЕПЦИЯ И ФРЕЙМВОРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОСМЫСЛЕНИЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ",
abstract = "Цель статьи - поставить вопрос о значении, достоинствах и недостатках универсальных компетенций, а также о специфике и концептуальной обоснованности их фреймворка для компетентностного образования, прежде всего, российского высшего образования. Выявлены факторы, которые в условиях современного цифрового мира и экономики знаний актуализируют универсальные компетенции. В статье осмысляется значение данной актуализации для образования: раздвижение границ компетентностного подхода; повышение доступности компетенций, которые ранее были достоянием немногих; перенос процесса усвоения этих компетенций из привычных сред (семьи, работы) в школы и вузы; преодоление противопоставления обучения и воспитания, образования и социализации. Установлены основные проблемные моменты концепции универсальных компетенций: нечеткость и неполнота их концептуализации; сложность их измерения и оценки; риск смешения личностных качеств и компетенций, что чревато завышением их воспитательного потенциала; неоднозначность изменения их статуса в образовании: от средств к целям; вероятность их включения в контекст идеологической обработки. Авторами раскрывается амбивалентный характер российского фреймворка универсальных компетенций, отражающийся в его диспропорциональном устройстве: его способность оперативно реагировать на вызовы динамичного мира оборачивается его зависимостью от экономической и политической повестки дня. Научная новизна состоит в том, что исследуемая проблематика впервые рассматривается через призму основополагающего противоречия компетентностного образования: между направленностью на предсказуемый гарантированный успешный результат и стремлением учесть непредсказуемость современного мира. Определяется концептуальная обоснованность российского фреймворка как попытки преодоления этого противоречия. В результате авторы демонстрируют, что диалектически взаимосвязанные преимущества и проблемные аспекты концепции и фреймворка универсальных компетенций придают им неоднозначное, но прогрессивное значение для российского высшего образования.",
author = "Гилязова, {Ольга Сергеевна} and Замощанская, {Анна Николаевна} and Замощанский, {Иван Игоревич}",
year = "2023",
doi = "10.15862/60pdmn523",
language = "Русский",
volume = "11",
journal = "Мир науки. Педагогика и психология",
issn = "2658-6282",
publisher = "Издательство Мир науки",
number = "5",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - КОНЦЕПЦИЯ И ФРЕЙМВОРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОСМЫСЛЕНИЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ

AU - Гилязова, Ольга Сергеевна

AU - Замощанская, Анна Николаевна

AU - Замощанский, Иван Игоревич

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Цель статьи - поставить вопрос о значении, достоинствах и недостатках универсальных компетенций, а также о специфике и концептуальной обоснованности их фреймворка для компетентностного образования, прежде всего, российского высшего образования. Выявлены факторы, которые в условиях современного цифрового мира и экономики знаний актуализируют универсальные компетенции. В статье осмысляется значение данной актуализации для образования: раздвижение границ компетентностного подхода; повышение доступности компетенций, которые ранее были достоянием немногих; перенос процесса усвоения этих компетенций из привычных сред (семьи, работы) в школы и вузы; преодоление противопоставления обучения и воспитания, образования и социализации. Установлены основные проблемные моменты концепции универсальных компетенций: нечеткость и неполнота их концептуализации; сложность их измерения и оценки; риск смешения личностных качеств и компетенций, что чревато завышением их воспитательного потенциала; неоднозначность изменения их статуса в образовании: от средств к целям; вероятность их включения в контекст идеологической обработки. Авторами раскрывается амбивалентный характер российского фреймворка универсальных компетенций, отражающийся в его диспропорциональном устройстве: его способность оперативно реагировать на вызовы динамичного мира оборачивается его зависимостью от экономической и политической повестки дня. Научная новизна состоит в том, что исследуемая проблематика впервые рассматривается через призму основополагающего противоречия компетентностного образования: между направленностью на предсказуемый гарантированный успешный результат и стремлением учесть непредсказуемость современного мира. Определяется концептуальная обоснованность российского фреймворка как попытки преодоления этого противоречия. В результате авторы демонстрируют, что диалектически взаимосвязанные преимущества и проблемные аспекты концепции и фреймворка универсальных компетенций придают им неоднозначное, но прогрессивное значение для российского высшего образования.

AB - Цель статьи - поставить вопрос о значении, достоинствах и недостатках универсальных компетенций, а также о специфике и концептуальной обоснованности их фреймворка для компетентностного образования, прежде всего, российского высшего образования. Выявлены факторы, которые в условиях современного цифрового мира и экономики знаний актуализируют универсальные компетенции. В статье осмысляется значение данной актуализации для образования: раздвижение границ компетентностного подхода; повышение доступности компетенций, которые ранее были достоянием немногих; перенос процесса усвоения этих компетенций из привычных сред (семьи, работы) в школы и вузы; преодоление противопоставления обучения и воспитания, образования и социализации. Установлены основные проблемные моменты концепции универсальных компетенций: нечеткость и неполнота их концептуализации; сложность их измерения и оценки; риск смешения личностных качеств и компетенций, что чревато завышением их воспитательного потенциала; неоднозначность изменения их статуса в образовании: от средств к целям; вероятность их включения в контекст идеологической обработки. Авторами раскрывается амбивалентный характер российского фреймворка универсальных компетенций, отражающийся в его диспропорциональном устройстве: его способность оперативно реагировать на вызовы динамичного мира оборачивается его зависимостью от экономической и политической повестки дня. Научная новизна состоит в том, что исследуемая проблематика впервые рассматривается через призму основополагающего противоречия компетентностного образования: между направленностью на предсказуемый гарантированный успешный результат и стремлением учесть непредсказуемость современного мира. Определяется концептуальная обоснованность российского фреймворка как попытки преодоления этого противоречия. В результате авторы демонстрируют, что диалектически взаимосвязанные преимущества и проблемные аспекты концепции и фреймворка универсальных компетенций придают им неоднозначное, но прогрессивное значение для российского высшего образования.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=60057077

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=65183625

U2 - 10.15862/60pdmn523

DO - 10.15862/60pdmn523

M3 - Статья

VL - 11

JO - Мир науки. Педагогика и психология

JF - Мир науки. Педагогика и психология

SN - 2658-6282

IS - 5

M1 - 2

ER -

ID: 53015089