Статья посвящена анализу проблемы, актуальной в условиях осуществления в России пенсионной реформы. Исследуется роль фактора образования как ресурса сохранения и развития социальной общности людей «третьего возраста». Дается характеристика этой социальной общности, включающей лиц не только пенсионного, но и предпенсионного возраста. Показывается перспектива количественного роста этой общности в ближайшие пять лет. Доказывается целесообразность и необходимость включения в образ жизни лиц «третьего возраста» образовательной деятельности в самых различных формах и видах, на самых разных уровнях. При этом речь идет как о профессиональном, так и ином образовании. Выбор возможностей и соответствующие условия его получения должны быть обеспечены государственной социальной политикой в отношении лиц «третьего возраста». В статье подчеркивается авторская позиция, в соответствии с которой образовательная деятельность этой общности способна превратить ее из проблемной в ресурсную. Важная характеристика этой деятельности и ее назначения - стать нематериальным активом самых разных форм и видов профессионально-трудовой, интеллектуальной, культурно-досуговой, гражданской активности. Учитывая новизну поставленной проблемы, авторы обращаются к подробному обзору зарубежных и отечественных работ по ее различным аспектам. В статье предлагается целый ряд исследовательских вопросов, имеющих как социологическую, так и междисциплинарную направленность. Эти вопросы приобретают не только современное звучание, но и имеют значение для проведения исследований прогностического характера. Последнее представляется особенно важным с учетом развивающейся во времени пенсионной реформы и предстоящими существенными трансформациями в образе жизни людей «третьего возраста».