Статья раскрывает содержание и значение критики М. Хайдеггером субъективных оснований новоевропейской культуры. С этой целью немецкий мыслитель анализирует смысл обоснования достоверности субъекта и субъективной позиции осмысления бытия как сущего в философии Р. Декарта. Толкование человека как субъекта, подмену истины достоверностью М. Хайдеггер оценивает как нигилизм, приводит философские и лингвистические обоснования такого истолкования. Также М. Хайдеггер раскрывает нигилистический смысл ценностных отношений и самой природы ценностей. На основе хайдеггеровских толкований в статье раскрываются нигилистические влияния идеи автономной субъективности на этические концепции новоевропейской философии. Автономия субъекта в практической философии приводит к обоснованию принципа автономии воли. Идея долженствования в новоевропейской философии также формируется во взаимодействии и на основании идеи автономной субъективности и посредством погружения в ценностный контекст. Все это создает условия кризиса идеи долженствования. Хайдеггеровский анализ декартовской философии устанавливает неразрывную связь и укорененность идей новоевропейской субъективности в процессах секуляризации культуры. Установление таких взаимосвязей сразу указывает на возможные нигилистические моральные последствия идеи автономного, в себе и для себя удостоверяющегося субъекта. Идея новоевропейской субъективности, отношение к человеку как к субъекту обоснована в исключительно рационалистической философии Р. Декарта, но по последствиям выходит далеко за пределы рационализма.
Переведенное названиеThe importance of the Heidegger`s criticism of the idea of subjectivity in the modern European philosophy for understanding the crisis of the philosophical foundations of morality
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)211-218
ЖурналКонтекст и рефлексия: философия о мире и человеке
Том6
Номер выпуска6A
СостояниеОпубликовано - 2017

    ГРНТИ

  • 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 6567727