Standard

Предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: прикладной аспект. / Borisov, Georgy; Sergeeva, Tamara; Glukhanyuk, Natalya.
в: Perspektivy Nauki i Obrazovania, Том 67, № 1, 2024, стр. 590-610.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{d94d8a8f5a0e47b6b876fe759a9b88db,
title = "Предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: прикладной аспект",
abstract = "Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.",
author = "Georgy Borisov and Tamara Sergeeva and Natalya Glukhanyuk",
note = "Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00715 «Личностная ресурсность и субъективное благополучие в контексте временной перспективы человека в позднем возрасте», https://rscf.ru/project/23-28-00715/. ",
year = "2024",
doi = "10.32744/pse.2024.1.33",
language = "Русский",
volume = "67",
pages = "590--610",
journal = "Perspektivy Nauki i Obrazovania",
issn = "2307-2334",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью Экологическая помощь",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: прикладной аспект

AU - Borisov, Georgy

AU - Sergeeva, Tamara

AU - Glukhanyuk, Natalya

N1 - Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00715 «Личностная ресурсность и субъективное благополучие в контексте временной перспективы человека в позднем возрасте», https://rscf.ru/project/23-28-00715/.

PY - 2024

Y1 - 2024

N2 - Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.

AB - Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85187162653

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=62769567

U2 - 10.32744/pse.2024.1.33

DO - 10.32744/pse.2024.1.33

M3 - Статья

VL - 67

SP - 590

EP - 610

JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania

JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania

SN - 2307-2334

IS - 1

ER -

ID: 54326335