Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: прикладной аспект
AU - Borisov, Georgy
AU - Sergeeva, Tamara
AU - Glukhanyuk, Natalya
N1 - Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00715 «Личностная ресурсность и субъективное благополучие в контексте временной перспективы человека в позднем возрасте», https://rscf.ru/project/23-28-00715/.
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.
AB - Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85187162653
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=62769567
U2 - 10.32744/pse.2024.1.33
DO - 10.32744/pse.2024.1.33
M3 - Статья
VL - 67
SP - 590
EP - 610
JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania
JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania
SN - 2307-2334
IS - 1
ER -
ID: 54326335