Ссылки

DOI

Введение. Поддержание и сохранение благополучия и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте - актуальная задача общества. Исследования и образовательная практика подтверждают положительную связь обучения, активного старения и общего благополучия. При этом подчеркивается важность оптимизации образовательных программ на основе достоверных эмпирических данных о личностных характеристиках, детерминирующих субъективное благополучие. Цель данного исследования - выявление общих и частных личностных предикторов субъективного благополучия человека в позднем возрасте для определения принципов формирования образовательных программ для пожилых людей.
Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и их гипотетических предикторов. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, регрессионный анализ.
Результаты. Получены регрессионные модели, описывающие предикторы видов субъективного благополучия в позднем возрасте (коэффициенты детерминации моделей от 0,238 до 0,636) и удовлетворенности сферами жизни (коэффициенты детерминации моделей от 0,336 до 0,619). Результаты позволили конкретизировать механизмы влияния таких предикторов как временная перспектива, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, оптимизм, готовность к возрастным изменениям, копинг-стратегии, саморегуляция. Установлены как общие и частные предикторы, так и их эмпирические показатели.
Заключение. С опорой на выделенные предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях.
Переведенное названиеPredictors of subjective well-being and life satisfaction of people in late age: applied aspect
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)590-610
Число страниц21
ЖурналPerspektivy Nauki i Obrazovania
Том67
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2024

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Предметные области ASJC Scopus

  • Philosophy
  • Education

ID: 54326335