Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ АМЕРИКАНСКИХ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
AU - Шаброва, Нина Васильевна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России - как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.
AB - В данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России - как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49497396
U2 - 10.19181/vis.2022.13.3.834
DO - 10.19181/vis.2022.13.3.834
M3 - Статья
VL - 13
SP - 142
EP - 161
JO - Вестник Института социологии
JF - Вестник Института социологии
SN - 2221-1616
IS - 3
ER -
ID: 30965562