Standard

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ АМЕРИКАНСКИХ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. / Шаброва, Нина Васильевна.
In: Вестник Института социологии, Vol. 13, No. 3, 2022, p. 142-161.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c1b7770f1429496b999ff13e70f338f5,
title = "ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ АМЕРИКАНСКИХ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ",
abstract = "В данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России - как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.",
author = "Шаброва, {Нина Васильевна}",
year = "2022",
doi = "10.19181/vis.2022.13.3.834",
language = "Русский",
volume = "13",
pages = "142--161",
journal = "Вестник Института социологии",
issn = "2221-1616",
publisher = "Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ АМЕРИКАНСКИХ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

AU - Шаброва, Нина Васильевна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России - как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.

AB - В данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России - как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49497396

U2 - 10.19181/vis.2022.13.3.834

DO - 10.19181/vis.2022.13.3.834

M3 - Статья

VL - 13

SP - 142

EP - 161

JO - Вестник Института социологии

JF - Вестник Института социологии

SN - 2221-1616

IS - 3

ER -

ID: 30965562