Standard

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. / Гармонова, Анна Владимировна; Щеглова, Дарья Владимировна; Юманова, Ирина Фарисовна и др.
в: Вестник Института социологии, Том 12, № 4, 2021, стр. 167-192.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

Гармонова, АВ, Щеглова, ДВ, Юманова, ИФ & Опфер, ЕА 2021, 'ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ', Вестник Института социологии, Том. 12, № 4, стр. 167-192. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.758

APA

Vancouver

Гармонова АВ, Щеглова ДВ, Юманова ИФ, Опфер ЕА. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Института социологии. 2021;12(4):167-192. doi: 10.19181/vis.2021.12.4.758

Author

Гармонова, Анна Владимировна ; Щеглова, Дарья Владимировна ; Юманова, Ирина Фарисовна и др. / ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. в: Вестник Института социологии. 2021 ; Том 12, № 4. стр. 167-192.

BibTeX

@article{9c8883b34eae44db84f29e80e4a94c1f,
title = "ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ",
abstract = "Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия - через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом - то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?",
author = "Гармонова, {Анна Владимировна} and Щеглова, {Дарья Владимировна} and Юманова, {Ирина Фарисовна} and Опфер, {Евгения Анатольевна}",
year = "2021",
doi = "10.19181/vis.2021.12.4.758",
language = "Русский",
volume = "12",
pages = "167--192",
journal = "Вестник Института социологии",
issn = "2221-1616",
publisher = "Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

AU - Гармонова, Анна Владимировна

AU - Щеглова, Дарья Владимировна

AU - Юманова, Ирина Фарисовна

AU - Опфер, Евгения Анатольевна

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия - через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом - то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?

AB - Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия - через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом - то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47695311

U2 - 10.19181/vis.2021.12.4.758

DO - 10.19181/vis.2021.12.4.758

M3 - Статья

VL - 12

SP - 167

EP - 192

JO - Вестник Института социологии

JF - Вестник Института социологии

SN - 2221-1616

IS - 4

ER -

ID: 29579976