DOI

Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия - через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом - то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?
Переведенное названиеVALUES OF MODERN RUSSIAN STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)167-192
Число страниц26
ЖурналВестник Института социологии
Том12
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК
  • Russian Science Citation Index

ID: 29579976