Standard

ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА. / Зырянов, Олег Васильевич.
в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том 24, № 4, 2022, стр. 53-70.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

Зырянов, ОВ 2022, 'ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА', Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том. 24, № 4, стр. 53-70. https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.064

APA

Зырянов, О. В. (2022). ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, 24(4), 53-70. https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.064

Vancouver

Зырянов ОВ. ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022;24(4):53-70. doi: 10.15826/izv2.2022.24.4.064

Author

Зырянов, Олег Васильевич. / ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА. в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022 ; Том 24, № 4. стр. 53-70.

BibTeX

@article{61996dc5649d449c850b4659119e10cb,
title = "ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА",
abstract = "На материале малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка (очерк, рассказ) выделяются различные типы нарратива - ситуация повествования от 1-го и 3-го лица, а также персональный тип повествования. В ряде рассказов очеркового типа («В худых душах», «Два хохла») выявляются специальные маркеры присутствия личного повествователя, выражающиеся в характерных мотивах любования, заинтересованности и любопытства. Доказывается, что Мамин-художник в период так называемого «второго дебюта» (1881-1882) начинал с освоения формы личного повествователя, наиболее характерной для жанра очерка, и постепенно переходил к аукториальному типу повествования, типичному уже для жанра рассказа и предполагающему форму объективного автора-повествователя. При этом отмечается, что и в форме аукториального повествования Мамин-Сибиряк успешно осваивал прием несобственно-прямой речи, или речевой интерференции героя и автора-повествователя, заставляющий говорить о зачаточных формах нового, персонального нарратива. Примерно с середины 1880-х гг. в творчестве Мамина-художника проявляется тенденция к персональному типу повествования, которая наиболее ощутимо проступает в рассказах «Коробкин», «Поправка доктора Осокина» и «Попросту», в центре внимания которых находится состояние раздвоенного сознания героя, оказавшегося в ситуации «человек у зеркала» (М. М. Бахтин) и выступающего в функции прямого субъекта познания. В произведениях этого же периода (рассказы «Между нами», «Старая дудка» и др.) уже отчетливо проявляется персональный тип повествования, который в рассказах 1900-х гг. находит свое логическое продолжение («Инфлуэнца. Монолог», «Клёцка и Клякса»). Отмечается также особое внимание писателя к ситуации взаимоотношения персонажа и навязываемого ему со стороны шаблонного прозвища, некого «чужого» слова-номинации, что опять-таки приводит к усилению акта самосознания героя и интенсификации персонального нарратива. Освоение в нарративной структуре рассказа персональной точки зрения приводит Мамина-Сибиряка к созданию новой жанровой формы - персонального «монолога» или «дневника», а также к ориентации на эстетический потенциал рецептивной поэтики, что обнаруживает точки сближения с жанровой разновидностью «рассказа открытия» А. П. Чехова.",
author = "Зырянов, {Олег Васильевич}",
year = "2022",
doi = "10.15826/izv2.2022.24.4.064",
language = "Русский",
volume = "24",
pages = "53--70",
journal = "Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ИСТОКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

AU - Зырянов, Олег Васильевич

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - На материале малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка (очерк, рассказ) выделяются различные типы нарратива - ситуация повествования от 1-го и 3-го лица, а также персональный тип повествования. В ряде рассказов очеркового типа («В худых душах», «Два хохла») выявляются специальные маркеры присутствия личного повествователя, выражающиеся в характерных мотивах любования, заинтересованности и любопытства. Доказывается, что Мамин-художник в период так называемого «второго дебюта» (1881-1882) начинал с освоения формы личного повествователя, наиболее характерной для жанра очерка, и постепенно переходил к аукториальному типу повествования, типичному уже для жанра рассказа и предполагающему форму объективного автора-повествователя. При этом отмечается, что и в форме аукториального повествования Мамин-Сибиряк успешно осваивал прием несобственно-прямой речи, или речевой интерференции героя и автора-повествователя, заставляющий говорить о зачаточных формах нового, персонального нарратива. Примерно с середины 1880-х гг. в творчестве Мамина-художника проявляется тенденция к персональному типу повествования, которая наиболее ощутимо проступает в рассказах «Коробкин», «Поправка доктора Осокина» и «Попросту», в центре внимания которых находится состояние раздвоенного сознания героя, оказавшегося в ситуации «человек у зеркала» (М. М. Бахтин) и выступающего в функции прямого субъекта познания. В произведениях этого же периода (рассказы «Между нами», «Старая дудка» и др.) уже отчетливо проявляется персональный тип повествования, который в рассказах 1900-х гг. находит свое логическое продолжение («Инфлуэнца. Монолог», «Клёцка и Клякса»). Отмечается также особое внимание писателя к ситуации взаимоотношения персонажа и навязываемого ему со стороны шаблонного прозвища, некого «чужого» слова-номинации, что опять-таки приводит к усилению акта самосознания героя и интенсификации персонального нарратива. Освоение в нарративной структуре рассказа персональной точки зрения приводит Мамина-Сибиряка к созданию новой жанровой формы - персонального «монолога» или «дневника», а также к ориентации на эстетический потенциал рецептивной поэтики, что обнаруживает точки сближения с жанровой разновидностью «рассказа открытия» А. П. Чехова.

AB - На материале малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка (очерк, рассказ) выделяются различные типы нарратива - ситуация повествования от 1-го и 3-го лица, а также персональный тип повествования. В ряде рассказов очеркового типа («В худых душах», «Два хохла») выявляются специальные маркеры присутствия личного повествователя, выражающиеся в характерных мотивах любования, заинтересованности и любопытства. Доказывается, что Мамин-художник в период так называемого «второго дебюта» (1881-1882) начинал с освоения формы личного повествователя, наиболее характерной для жанра очерка, и постепенно переходил к аукториальному типу повествования, типичному уже для жанра рассказа и предполагающему форму объективного автора-повествователя. При этом отмечается, что и в форме аукториального повествования Мамин-Сибиряк успешно осваивал прием несобственно-прямой речи, или речевой интерференции героя и автора-повествователя, заставляющий говорить о зачаточных формах нового, персонального нарратива. Примерно с середины 1880-х гг. в творчестве Мамина-художника проявляется тенденция к персональному типу повествования, которая наиболее ощутимо проступает в рассказах «Коробкин», «Поправка доктора Осокина» и «Попросту», в центре внимания которых находится состояние раздвоенного сознания героя, оказавшегося в ситуации «человек у зеркала» (М. М. Бахтин) и выступающего в функции прямого субъекта познания. В произведениях этого же периода (рассказы «Между нами», «Старая дудка» и др.) уже отчетливо проявляется персональный тип повествования, который в рассказах 1900-х гг. находит свое логическое продолжение («Инфлуэнца. Монолог», «Клёцка и Клякса»). Отмечается также особое внимание писателя к ситуации взаимоотношения персонажа и навязываемого ему со стороны шаблонного прозвища, некого «чужого» слова-номинации, что опять-таки приводит к усилению акта самосознания героя и интенсификации персонального нарратива. Освоение в нарративной структуре рассказа персональной точки зрения приводит Мамина-Сибиряка к созданию новой жанровой формы - персонального «монолога» или «дневника», а также к ориентации на эстетический потенциал рецептивной поэтики, что обнаруживает точки сближения с жанровой разновидностью «рассказа открытия» А. П. Чехова.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50108452

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000956777300004

U2 - 10.15826/izv2.2022.24.4.064

DO - 10.15826/izv2.2022.24.4.064

M3 - Статья

VL - 24

SP - 53

EP - 70

JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

SN - 2227-2283

IS - 4

ER -

ID: 33285340