В статье представлены результаты анализа существующих институциональных условий в сфере высшего образования и их влияния на формирование и реализацию нелинейных стратегий профессиональной деятельности научно-педагогического сообщества. Для достижения этой цели раскрывается: авторское понимание нелинейных профессиональных стратегий педагогов высшей школы как демократизации отношений «преподаватель - студент»; вариативность форм повышения педагогической и научной квалификации. Аргументируется необходимость свободы выбора форм и направлений профессионального сетевого взаимодействия и академической мобильности преподавателей высших учебных заведений; изменение характера управления университетами и в университетах на основе отказа от авторитарных принципов. Обозначенное понимание нелинейных профессиональных стратегий базируется на изучении нормативно-правовых, административно-управленческих, социокультурных условий профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Аналитическая и доказательная база строится на результатах эмпирических исследований, проведенных авторами в составе научной группы кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ, а также результатах социологических исследований, близких к заявленной теме. В статье показывается соотношение декларируемых институциональных условий и их реализация в повседневной практике научно-педагогического сообщества. Обращается внимание на то, что все зародышевые возможности реализации нелинейных стратегий профессиональной деятельности преподавателей, предоставляемых Федеральным законом «Об образовании в РФ», резко ограничиваются на уровне приказов и распоряжений Минобрнауки, а также конкретной образовательной организации. Подчеркивается, что при выборе той или иной профессиональной траектории педагогов существенную роль играют и социокультурные традиции, которые, соединяясь с некоторыми административно-управленческими регламентами, ограничивают возможности реализации нелинейных стратегий. Делается вывод о том, что в системе высшего образования РФ для преподавателей не сформированы институциональные условия реализации нелинейных профессиональных стратегий.