В статье представлены результаты анализа существующих институциональных условий в сфере высшего образования и их влияния на формирование и реализацию нелинейных стратегий профессиональной деятельности научно-педагогического сообщества. Для достижения этой цели раскрывается: авторское понимание нелинейных профессиональных стратегий педагогов высшей школы как демократизации отношений «преподаватель - студент»; вариативность форм повышения педагогической и научной квалификации. Аргументируется необходимость свободы выбора форм и направлений профессионального сетевого взаимодействия и академической мобильности преподавателей высших учебных заведений; изменение характера управления университетами и в университетах на основе отказа от авторитарных принципов. Обозначенное понимание нелинейных профессиональных стратегий базируется на изучении нормативно-правовых, административно-управленческих, социокультурных условий профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Аналитическая и доказательная база строится на результатах эмпирических исследований, проведенных авторами в составе научной группы кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ, а также результатах социологических исследований, близких к заявленной теме. В статье показывается соотношение декларируемых институциональных условий и их реализация в повседневной практике научно-педагогического сообщества. Обращается внимание на то, что все зародышевые возможности реализации нелинейных стратегий профессиональной деятельности преподавателей, предоставляемых Федеральным законом «Об образовании в РФ», резко ограничиваются на уровне приказов и распоряжений Минобрнауки, а также конкретной образовательной организации. Подчеркивается, что при выборе той или иной профессиональной траектории педагогов существенную роль играют и социокультурные традиции, которые, соединяясь с некоторыми административно-управленческими регламентами, ограничивают возможности реализации нелинейных стратегий. Делается вывод о том, что в системе высшего образования РФ для преподавателей не сформированы институциональные условия реализации нелинейных профессиональных стратегий.
Переведенное названиеA NONLINEAR STRATEGY OF PROFESSIONAL SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL COMMUNITY AND INSTITUTIONAL CONDITIONS OF THEIR FORMATION
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)32-49
Число страниц18
ЖурналВестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2016

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 1662098