Работа состоит из двух блоков: теоретического и практического. В теоретическом блоке обоснован тезис о повышении роли социальной кибернетики в обеспечении комплексной безопасности населения и территорий. Тезис сформулирован на основе анализа литературы, данных статистики МЧС России и Росстата, наукометрического исследования публикаций базы РИНЦ. В практическом блоке работы этот тезис подтвержден эмпирическими исследованиями, проведенными авторами в Екатеринбурге в разгар пандемии COVID-19. Эмпирический блок содержит данные об особенностях дорожно-транспортных происшествий в период пандемии и информацию о готовности сотрудников силовых структур воспринять эти особенности. Показано замещение многолетней сезонной вариабельности параметров ДТП новыми вариантами флюктуаций, связанными с волнами пандемии COVID-19. Для объяснения механизма этих флюктуаций авторами применен феномен освобождения Франкла и феномен чрезмерного обоснования (вытеснения мотиваций). Функциональное состояние сотрудников служб спасения оценено в формате социометрии с помощью онлайн-тестов САН (самочувствие-активность-настроение) и временной перспективы Зимбардо. Показана ориентация респондентов планировать будущее с опорой на позитивный опыт прошлого. Для успешной интеграции новых особенностей ДТП в профессиональную деятельность сотрудников МЧС России предложено включить в занятия по служебной подготовке основы социальной кибернетики и поведенческого анализа.