DOI

В статье проанализированы вопросы значения особенностей семейного воспитания в контексте формирования нравственной сферы старших дошкольников. Была сформулирована гипотеза о существовании связи между нарушениями в стилях семейного воспитания и показателями когнитивного и эмоционального компонентов нравственной сферы старших дошкольников. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - психодиагностические инструменты: диагностика родителей по методике «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), диагностика компонентов нравственной сферы старших дошкольников по методике «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина), а также экспертный опрос педагогов. Проведенное исследование позволило убедиться в том, что характеристики нравственной сферы личности старших дошкольников обусловлены особенностями взаимоотношений в их семьях: отвержение ребенка, гипопротекция или недостаток внимания со стороны родителей, отсутствие обязанностей у ребенка негативно сказывается на развитии нравственной сферы старших дошкольников, в особенности на характеристиках когнитивного и эмоционального компонентов. Выяснилось, что более трети детей имеют низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы (низкий уровень развития эмпатии). Наиболее распространенными типами негармоничного воспитания являются «минимальность санкций» и «недостаточность требований-запретов». Экспертный опрос показал, что ярче выражены в поведении детей такие качества, как вежливость, правдивость и щедрость, а менее всего развиты - терпимость, трудолюбие, сострадание. Обнаружен разрыв между усвоением нравственных норм и их выражением в поведении старших дошкольников. Исследование показывает необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах выстраивания взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста, углубления и расширения эмоциональной компетентности и культуры родителей в области нравственного развития ребенка.
Переведенное названиеTHE STUDY OF THE MORAL SPHERE AND CHARACTERISTICS OF RELATIONSHIPS WITH PRESCHOOLERS’ PARENTS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)138-147
Число страниц10
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры
Том26
Номер выпуска3 (199)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 15.00.00 ПСИХОЛОГИЯ

ID: 14194755