Актуальность рассмотрения вопросов жестокого обращения с ребенком и необходимости разработки и применения мер профилактики данной проблемы не вызывает сомнения. Приведены ссылки на немногочисленные статистические данные в России по данной проблеме. В главе рассмотрены понятия жестокого обращения и насилия в отношении детей. Отмечаются различные формы жестокого отношения к детям: действие и бездействие, насилие и пренебрежение потребностями ребенка. Акцентируется внимание на травматичном характере различных форм жестокого обращения с детьми. Также описываются физические и психологические виды последствий жестокого обращения с ребенком, а также ближние и отдаленные последствия. Обоснована необходимость профилактической работы, которая направлена на предупреждение жестокого обращения с детьми и пренебрежения их потребностями. Обозначены цели и формы профилактической работы со взрослыми, детьми и подростками, а также представлены меры профилактики, направленные на улучшение взаимодействия между ребенком и взрослым. Раскрыты направления профилактики жестокого обращения с детьми, которые могут быть использованы в образовательной организации. Система профилактики жестокого обращения с детьми направлена на поиск выходов и нахождение альтернативных, более эффективных и экологичных способов взаимодействия, поддержание взрослых и детей в различных ситуациях. Система профилактики жестокого обращения с детьми ориентируется на ценности детства, семьи и воспитания в ней.