Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - СТИГМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО НЕУСПЕШНОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
AU - Кульминская, Алина Владимировна
N1 - Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Представлен анализ формирования феномена стигматизации образовательно неуспешной учащейся молодежи. Проблематизация этого явления связана с двумя факторами. Первый - значимость жизненного этапа получения образования. Второй - невозможность избежать взаимодействия между различными группами учащейся молодежи, что неизбежно влечет за собой конфликты. Определено, что из-за искусственной дифференциации, порождаемой средой, различий в ценностях и приоритетах в образовании существует достаточно много стигматизированных групп. Выделены три основные: звездочки, успешные и неуспешные. Наибольшее внимание в статье уделено последней группе, так как она испытывает наибольшее давление. Эмпирическая база работы - полуформализованные экспертные интервью с представителями образовательных организаций различных типов ( N = 34). Сделан вывод о том, что стигматизации подвергаются как объективные характеристики личности неуспешного учащегося, которые затрудняют получение образования (уровень здоровья, степень развития психических свойств), так и поведенческие особенности (склонность к демонстративному поведению или избегание). Прослежены три уровня стигматизации в образовании. Макроуровень представлен государством и системой образования, которые поощряют успешных, но не оказывают поддержки неуспешным учащимся. На мезоуровне в качестве субъектов стигматизации выступают образовательные организации и коллективы. Микроуровень содержит межличностное взаимодействие и самостигматизацию. Микроуровень определен одновременно как источник стигмы и как зона роста для ее преодоления. Сформирована модель присвоения и преодоления стигмы неуспешного учащегося. Выделена особая роль горизонтальных связей в процессе решения проблемы стигматизации неуспешных в образовании учащейся молодежи.
AB - Представлен анализ формирования феномена стигматизации образовательно неуспешной учащейся молодежи. Проблематизация этого явления связана с двумя факторами. Первый - значимость жизненного этапа получения образования. Второй - невозможность избежать взаимодействия между различными группами учащейся молодежи, что неизбежно влечет за собой конфликты. Определено, что из-за искусственной дифференциации, порождаемой средой, различий в ценностях и приоритетах в образовании существует достаточно много стигматизированных групп. Выделены три основные: звездочки, успешные и неуспешные. Наибольшее внимание в статье уделено последней группе, так как она испытывает наибольшее давление. Эмпирическая база работы - полуформализованные экспертные интервью с представителями образовательных организаций различных типов ( N = 34). Сделан вывод о том, что стигматизации подвергаются как объективные характеристики личности неуспешного учащегося, которые затрудняют получение образования (уровень здоровья, степень развития психических свойств), так и поведенческие особенности (склонность к демонстративному поведению или избегание). Прослежены три уровня стигматизации в образовании. Макроуровень представлен государством и системой образования, которые поощряют успешных, но не оказывают поддержки неуспешным учащимся. На мезоуровне в качестве субъектов стигматизации выступают образовательные организации и коллективы. Микроуровень содержит межличностное взаимодействие и самостигматизацию. Микроуровень определен одновременно как источник стигмы и как зона роста для ее преодоления. Сформирована модель присвоения и преодоления стигмы неуспешного учащегося. Выделена особая роль горизонтальных связей в процессе решения проблемы стигматизации неуспешных в образовании учащейся молодежи.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50518738
U2 - 10.15593/2224-9354/2023.1.4
DO - 10.15593/2224-9354/2023.1.4
M3 - Статья
SP - 46
EP - 60
JO - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
JF - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
SN - 2224-9354
IS - 1
ER -
ID: 37549207