DOI

Динамично меняющаяся социокультурная и образовательная среда как источник развития личности в каждом возрастном периоде имеет не только огромный потенциал для воспитания человеческого достоинства в свободе выбора и ответственности за него, но и стремительно нарастающие психологические и педагогические риски. Цель статьи - рассмотреть этико - педагогические аспекты ассертивной личности с детских лет в концепции психолого - педагогической фасилитации, включающей диагностику ассертивности в разных возрастных периодах. Ассертивность (англ. assert - «утверждать, отстаивать», assertiveness) понимается как системообразующее свойство личности, как способность и готовность самостоятельно формировать свое мнение в свободе и открытости выражения себя, своих стремлений, в вере в себя и доверии к другим, как способность самостоятельно регулировать собственное поведение, быть идентичным. Для достижения названных целей необходима психолого - педагогическая поддержка и сопровождение, фасилитация личности в любом возрасте (К. Роджерс, англ. facilitate - «облегчать, содействовать»). Готовы ли к ней профессионалы - педагоги? Осведомлены ли они в теоретико - методологических основах данной концепции, владеют ли соответствующими инновационными технологиями, включая и критерии оценивания достижений обучаемых на разных уровнях образования? Как реально помочь каждому педагогу овладеть соответствующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в контексте теоретической и практической новизны образовательной парадигмы, личностно ориентированной модели обучения «через всю жизнь»? Традиционные этико - педагогические и психологические механизмы социализации подавляют с детских лет, делают человека незащищенным от сверстников, воздействия родителей, учителей и других взрослых. Теряются собственные потребности, желания и интересы, растущий человек живет внешними оценками, принуждающими к подчинению, подавлению « я - сам ». Если это не рефлексируется по критерию человеческого достоинства, проявляющегося в ассертивном поведении, то личность деформируется, обедняются межличностные отношения, усиливается конфликтность.
Переведенное названиеASSERTIVENESS OF A PERSON AS A GOAL, PROCESS AND RESULT OF EDUCATION
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)132-149
Число страниц18
ЖурналСпециальное образование
Номер выпуска2 (58)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

ID: 13424672