DOI

Институт высшего образования является одним из основных социальных институтов в России. От его эффективности, интегрированности в различные социальные сферы во многом зависит профессиональный и научный потенциал общества, в широком смысле - экономическое развитие страны. Но в современных условиях российское высшее образование характеризуется рядом противоречий, требующих своего разрешения. В качестве объекта исследования в статье рассматриваются тенденции трансформации высшего образования в России в XXI веке. Цель исследования - анализ методологии типологического подхода к тенденциям высшего образования. В современной науке существует множество методологических подходов, которые можно применить к изучению процессов и тенденций, имеющих место в высшем образовании. Особо отмечаются системный, институциональный и общностный подходы. Считаем, что этот ряд необходимо дополнить типологическим подходом. В ходе исследования обосновывается его значимость для анализа высшего образования, формулируются определения понятий «типология» и «тип». Выявлены основные тенденции российского высшего образования в начале XXI века, которые можно условно разделить на два типа: 1) продиктованные международными условиями, общемировыми трендами развития общества в целом и высшего образования в частности; 2) связанные с реалиями российского общества. В статье показывается, что типологический анализ тенденций высшего образования является комплексным. Он позволяет охарактеризовать не только текущие тенденции, проблемы и противоречия трансформации высшего образования, но и выявить возможные перспективы этого процесса.
Переведенное названиеMETHODOLOGY OF STUDYING TRENDS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION: TYPOLOGICAL APPROACH
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)81-95
Число страниц15
ЖурналВестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2017

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 04.00.00 СОЦИОЛОГИЯ

ID: 6538491