DOI

В современных условиях меняется концепт социального благополучия студенческой молодежи, трансформируясь в соответствии с новыми социальными вызовами и субъективными представлениями о норме в его оценке. Целью статьи является рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия студенческой молодежи и исследований, реализующихся в их рамках. Рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия было осуществлено в контексте гедонистической и эвдемонической традиций, что позволяет исследовать как объективное, так и субъективное благополучие молодежи, а также необходимые условия для его достижения. Институциональный подход фиксирует институциональные рамки, выступающие в качестве внешних факторов, его обусловливающих; социокультурный подход позволяет выявить культурные критерии восприятия социального благополучия и его интерпретации; общностный ориентирует на понимание всего многообразия общности студенческой молодежи, видов и градаций благополучия, ее характеризующих; ресурсный подход раскрывает проблему через анализ различных видов капитала личности и реализации ее ресурсного потенциала; рискологический - определяет перспективы достижения социального благополучия, задает прогноз возможности преодоления барьеров и рисков. Конструирование исследовательского поля проблемы социального благополучия студенческой молодежи - методологическая задача для понимания перспектив ее изучения. Модели исследовательского поля - это форма концептуализации проблемы социального благополучия молодежи, реализованная на основе нескольких принципов: принципа междисциплинарности; комплементарности исследовательских проблем и дисциплин; комплементарности концепций; соотнесенности с проблематикой молодежи, ее образовательными практиками и жизненным опытом; востребованности и социального заказа. В статье рассмотрен один из вариантов такой модели. Ее структура позволяет классифицировать направления исследований социального благополучия молодежи. Создание трансдисциплинарных моделей относится к сверхсложным задачам, помочь их воплотить может теория сложности, обеспечивающая органичный, многомерный взгляд на понимание благополучия как системы знаний. Концепция нелинейного образования применительно к высшей школе, базирующаяся на принципах полидисциплинарности и многовекторности его развития, также углубляет представления о социальном благополучии студенческой молодежи. Комплексное использование данных методологических подходов позволяет увидеть те аспекты проблемы, которые еще не получили достаточного освещения в научных исследованиях и находятся за пределами исследовательского поля, а также те области и направления исследования молодежи, где проблематика благополучия представлена лишь фрагментарно.
Переведенное названиеSOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS: CONCEPTUAL APPROACHES AND RESEARCH PRACTICE
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)102-116
Число страниц15
ЖурналВестник Сургутского государственного педагогического университета
Номер выпуска5 (74)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 04.15.00 Методология социологии. Методика и техника социологических исследований

ID: 29306666