Цель данной статьи - исследовать ценностно-смысловые основы в генезисе волонтерского движения. Предложена авторская концепция периодизации волонтерства в России. Волонтерская деятельность способствует пониманию системы ценностей современного студента, выступает в качестве общественно-полезной формы активности. С национальными и культурными особенностями связано своеобразие волонтерства в нашей стране. Виды и формы волонтерской деятельности исторически изменялись. Они отражаются в феномене добровольной помощи и направлены на тех, кто в ней нуждается. Это целостно представлено как социально и личностно ценностная деятельность. Оно произошло от латинского voluntarius - добровольно и получило широкое международное распространение. Мы используем оба понятия (волонтер и доброволец) как синонимичные. Волонтерскую деятельность мы рассматриваем как добровольную помощь, осуществляемую на благо незащищенных слоев населения без расчета на вознаграждение. При этом исследуем ценностно-смысловые основы самоактуализации личности современных студентов. В настоящее время педагогика ориентирована на гуманизм и разрабатывает идеи полноценного развития личности обучающегося. Сюда же включается развитие ценностных ориентаций, которые осмысляются в нравственных ценностях.