Внедрение электронно-образовательных технологий выступает долгосрочным градиентом развития, направленным на «устойчивость» высшей школы в изменчивой среде. Однако вынужденный быстрый переход к дистанционным технологиям обучения привел руководство российских вузов к пониманию необходимости тех приоритетных шагов, которые необходимо осуществлять в русле развития on-line технологий. Объектом настоящего исследования является «цифровой ландшафт» высшей школы. Рассматриваются аспекты перехода университетов к дистанционным технологиям и оцениваются последствия внедрения удаленных форматов взаимодействия в высшей школе. Большая часть вузов находится только на начальной стадии информатизации, и экстремальные условия в период пандемии показали, что и руководителям вузов, и преподавателям предстоит переосмыслить ситуацию с дистанционным образованием. В работе показано, что последовательность шагов постановки вуза на «цифровые рельсы» имеет большое значение: организационные процессы, сбор и анализ данных, системы отчетности, кибербезопасность, обеспечение преподавателей навыкам « softskills ». При развитии дистанционных технологий выявлены проблемы социо-профессионального и технического характера: стрессовый характер, умаление ценностного характера «живого» общения, снижение социализации студентов, феномен «коммуникативного вакуума», незаинтересованность и «сопротивление» ряда преподавателей, неправильное понимание сущности on-line обучения, технические и кибер-риски, стрессовая нагрузка на технические службы. На основании проведенного анализа опыта уральского университета авторы показали, что оптимально выстроенная система может не только выдерживать экстремальные нагрузки, оставаться устойчивой, но и успешно развиваться. Вынужденный эксперимент с дистанционными технологиями обнаружил и позитивные аспекты: «нивелировались» географические границы, актуализировались метрики с цифровым «следом» студента, упростилось восприятие модернизации образовательного контента, расширились партнерские взаимодействия вуза со стейкхолдерами, возникла значительная экономия энергопотребления, материальных ресурсов и амортизации аудиторного фонда, экономия личного времени и материальных ресурсов, возможности для экспорта образовательных услуг. Для высшей школы авторы предлагают направления развития организационного, социально-профессионального и технического характера.
Переведенное названиеDISTANCE LEARNING AT UNIVERSITIES: CHALLENGES AND PROSPECTS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)116-121
Число страниц6
ЖурналModern Humanities Success
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2021

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 20523309