Драматургия М. Ю. Лермонтова является наименее изученной областью его литературного наследия. Образы героев лермонтовских драм имеют выраженные экзистенциальные черты, и рассмотрение их идейно-художественного своеобразия помогает лучше разобраться в нравственно-философской проблематике творчества автора и особенностях его мировосприятия. Благодаря методам теоретико-культурологического и историко-сравнительного анализа, а также биографическому и семиотическому становится возможным проследить эволюцию лермонтовского экзистенциального героя (под данным термином следует понимать не просто собирательный образ главных героев основных драматических произведений Лермонтова, а историко-культурный тип личности, сформированный в его эпоху и получивший свое развитие в России к середине XIX в.). От драмы к драме этот образ усложняется, а вместе с ним усложняются и социально-культурные факторы, на него влияющие. От построенной по классическим законам трагедии «Испанцы» о суровом времени Средневековья и романтически возвышенного образа Фернандо автор переносит действие в привычный ему мир русского дворянского общества в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти») и «Странный человек». Внутренний конфликт человеческой личности волнует Лермонтова все больше, и Евгений Арбенин в «Маскараде» уже соединяет в себе две ипостаси лермонтовского экзистенциального героя, рассмотренные по отдельности через образы Юрия и Александра Радиных в драме «Два брата». Психоанализ, саморефлексия, внутренние противоречия присущи лермонтовским героям, они поднимают вопросы взаимоотношений в системе антитез: жизнь - смерть, человек - Бог, добро - зло, свобода - вседозволенность, пытаются определить смысл земного бытия человека и преодолеть страх перед трагедией конечности человеческой экзистенции. Современные режиссеры редко обращаются к драмам Лермонтова, за исключением «Маскарада», что можно объяснить их несоответствием общепринятому формату театральных репертуаров. Однако современных молодых людей волнуют те же проблемы, что и лермонтовских героев, и постановки спектаклей по пьесам Лермонтова, где героями станут представители современной молодежи, способны решить эту проблему.
Переведенное названиеEXISTENTIAL DRAMATIC HEROES BY M. LERMONTOV
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)77-89
ЖурналВестник культуры и искусств
Номер выпуска4 (48)
СостояниеОпубликовано - 2016

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 13.00.00 КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ID: 2017027