Современные исследования рассматривают образовательную успешность с разных позиций. Автор выделил 4 основных подхода: с точки зрения оценки результатов учебной деятельности студентов и их соответствия требованиям образовательных стандартов и образовательных программ; с точки зрения подготовки студента для рынка труда и по требованиям работодателей; с точки зрения самих студентов и их социального восприятия их собственного «успешного» будущего; с точки зрения экономической успешности выпускника вуза как специалиста. По мнению автора, академическая успешность, или неуспешность, студентов имеет конкретные экономические основания. Одним из них является качество окружающей социально-экономической среды, в которой готовится абитуриент стать студентом. Автором были проанализированы статистические данные по вузам 83 регионов России. В анализе используются данные рейтинга регионов по уровню жизни, статистика вузов по приему и выпуску, другие показатели социально-экономического развития регионов. Анализ показал, что чем выше качество жизни в регионе, тем больше поступающих в вузы региона на контрактную основу. Также автор доказал, что чем выше качество жизни в регионе, тем выше средний балл ЕГЭ поступающих как на бюджетные места, так и на контрактные. Автор показал, что общий уровень ЕГЭ поступающих в вуз влияет на спрос на контрактные места в этом вузе.