DOI

Студенты учреждений среднеспециального образования (далее - СПО) являются слабоизученной группой. В данной работе сделана попытка показать особенности их социального портрета, который включает в себя социально-демографические и поведенческие характеристики, цели, ценности и установки. Эмпирический материал получен в рамках массового опроса при реализации проекта «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», проведенного при поддержке РФФИ. Выборка студентов СПО составила 1349 человек, тип выборки - стратифицированная с пропорциональным размещением. Цель исследования - сформировать представление о неуспешных студентах СПО как об образовательной общности, включенной в трансфер человеческого капитала. Результаты исследования показали неоднородность изучаемой общности: она распадается на совершенно неуспешных (сталкивающихся с угрозой неаттестации) и студентов, имеющих тройки. Подгруппы отличаются по самочувствию и поведенческим стратегиям: первая демонстрирует стратегию выживания, вторая стремится к успешности, демонстрируя схожесть установок с подгруппой успешных студентов СПО. Выявлено расхождение между объективной (по оценкам) и субъективной (по ощущениям) успешностью. Часть объективно неуспешных студентов считают себя успешными, тем самым оценивая свои способности к «выживанию» в условиях учебного заведения. Определено, что неуспешные студенты СПО разнородны по социально-демографическим характеристикам, их объединяет низкая ценность знаний и ориентация на получение работы, которая будет нравиться и приносить высокий доход. Результаты исследования вносят вклад в формирование стратегии преодоления образовательной неуспешности студентов СПО и могут быть использованы в управленческой и педагогической работе.
Переведенное названиеSOCIAL PORTRAIT OF LOWER ACHIEVING STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)37-49
Число страниц13
ЖурналВестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 23908795