Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи
AU - Zborovsky, G. E.
AU - Ambarova, P. A.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.
AB - Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.
KW - Educational
KW - Educational failure
KW - Educational policy
KW - Social context
KW - Social inequality
KW - IMPACT
KW - SCHOOL
KW - TEACHERS
KW - educational and social inequality
KW - educational failure
KW - educational policy
KW - social context
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85102695682&partnerID=8YFLogxK
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000618840000005
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45168227
U2 - 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139
DO - 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139
M3 - Статья
AN - SCOPUS:85102695682
VL - 23
SP - 114
EP - 139
JO - Obrazovanie i Nauka
JF - Obrazovanie i Nauka
SN - 1994-5639
IS - 2
ER -
ID: 21021088