Standard

Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи. / Zborovsky, G. E.; Ambarova, P. A.
In: Obrazovanie i Nauka, Vol. 23, No. 2, 2021, p. 114-139.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2b442e74ffd44f2baca8595aab4fcd2f,
title = "Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи",
abstract = "Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.",
keywords = "Educational, Educational failure, Educational policy, Social context, Social inequality, IMPACT, SCHOOL, TEACHERS, educational and social inequality, educational failure, educational policy, social context",
author = "Zborovsky, {G. E.} and Ambarova, {P. A.}",
year = "2021",
doi = "10.17853/1994-5639-2021-2-114-139",
language = "Русский",
volume = "23",
pages = "114--139",
journal = "Obrazovanie i Nauka",
issn = "1994-5639",
publisher = "Российский государственный профессионально-педагогический университет",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи

AU - Zborovsky, G. E.

AU - Ambarova, P. A.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.

AB - Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.

KW - Educational

KW - Educational failure

KW - Educational policy

KW - Social context

KW - Social inequality

KW - IMPACT

KW - SCHOOL

KW - TEACHERS

KW - educational and social inequality

KW - educational failure

KW - educational policy

KW - social context

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85102695682&partnerID=8YFLogxK

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000618840000005

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45168227

U2 - 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139

DO - 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85102695682

VL - 23

SP - 114

EP - 139

JO - Obrazovanie i Nauka

JF - Obrazovanie i Nauka

SN - 1994-5639

IS - 2

ER -

ID: 21021088