Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи - анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социальнопсихологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (20192020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальной успешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности.
Translated title of the contributionSocial context of educational failure of students
Original languageRussian
Pages (from-to)114-139
Number of pages26
JournalObrazovanie i Nauka
Volume23
Issue number2
DOIs
Publication statusPublished - 2021

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

    WoS ResearchAreas Categories

  • Education & Educational Research

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 04.00.00 SOCIOLOGY

    Research areas

  • IMPACT, SCHOOL, TEACHERS, educational and social inequality, educational failure, educational policy, social context

ID: 21021088