DOI

В статье на основе семантических ассоциаций рассматриваются представления студентов-психологов о волонтерской деятельности. Необходимость изучения этих представлений обусловлена социальной значимостью подобной деятельности, расширением волонтерских программ для населения в целом и студенчества в частности. Для сбора данных использовался метод свободных ассоциаций на термин «волонтерство». Сбор данных проводился в анонимном формате, на добровольной основе посредством google-forms. Выборку исследования составили 173 студента психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета (115) и Курганского государственного университета (58), из них 141 девушка, 32 юноши. Для обработки данных использовался частотный анализ. В результате были получены наиболее часто возникающие ассоциации и семантические группы ассоциаций, которые были проинтерпретированы по мере встречаемости. В представлениях студентов, волонтерская деятельность выступает как добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи. Наиболее выраженные смыслы в отношении волонтерской деятельности - помощь как основная функция волонтера, деятельная вовлеченность, безвозмездность, эмоциональный отклик, позитивная характеристика межличностных отношений, добровольность, ответственность, польза. Представления студентов раскрывают существенные характеристики волонтерской деятельности. Вместе с тем эти характеристики деятельности смешиваются с личностными особенностями волонтеров и параметрами межличностных отношений, приписываемых волонтерам. В структуре представлений можно выделить преимущественно поведенческий, деятельностный и эмоциональный компоненты. Представления о деятельности, отраженные в ассоциациях, более конкретны, чем представления об отношениях, которые ассоциируются с понятиями «любовь» и «дружба». Когнитивный компонент представлен значительно слабее, через ассоциацию «понимание». Волонтерство, согласно представлениям студентов, - это добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи, характеризующаяся эмоциональной вовлеченностью и положительными межличностными отношениями.
Переведенное названиеSTUDENTS' PERCEPTIONS OF VOLUNTEERING
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)161-169
Число страниц9
ЖурналЯрославский педагогический вестник
Номер выпуска5 (128)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 15.00.00 ПСИХОЛОГИЯ

ID: 35550356