Standard

Имена деревьев в восточнославянских заговорах. / Агапкина, Т. А.; Березович, Елена Львовна; Сурикова, Олеся Дмитриевна.
в: Problems of Onomastics, Том 18, № 1, 2021, стр. 9-61.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Агапкина ТА, Березович ЕЛ, Сурикова ОД. Имена деревьев в восточнославянских заговорах. Problems of Onomastics. 2021;18(1):9-61. doi: 10.15826/vopr_onom.2021.18.1.001

Author

BibTeX

@article{18149f5913184f9497cfdd9015622d21,
title = "Имена деревьев в восточнославянских заговорах",
abstract = "Настоящая статья продолжает цикл работ авторов, посвященных топонимии заговоров и публиковавшихся в журнале «Вопросы ономастики». В ней говорится о собственных именах деревьев (дендронимах) в восточнославянских заговорах (преимущественно восточнобелорусских, восточноукраинских, западно- и южнорусских - это основной ареал рассматриваемой фольклорной традиции). Именование почитаемых деревьев - достаточно распространенная культовая практика, при этом базовые модели номинации деревьев подчиняются общим механизмам культурной семиотизации значимых свойств растений: наиболее важными признаками становятся размер и раскидистость дерева, ситуативная связь с человеком, место произрастания и т. д. Этим же наиболее общим правилам подчиняется и фольклорная (в том числе заговорная) традиция именования деревьев - однако достоверных случаев «миграции» дендронимов из реальной топонимической системы в заговорные тексты не зафиксировано. Истоки мифодендронимов устанавливаются преимущественно в фольклоре и книжно-рукописной традиции. В статье определяется функциональная принадлежность заговоров, в которых фигурируют ИС деревьев (чаще всего это заговоры от лихорадки и от укуса змей). Имена деревьев разделены на группы с точки зрения их происхождения: отантропонимические (дуб Евгим, древо ерофей, бяроза Катярина и др.), оттопонимические (дуб Мамврийский, дуб-буян, дуб Лукомор и др.), отэтнонимические (дуб Сорочинский, дуб верейский и др.), возникшие путем онимизации апеллятивов (древо карколист, дуб-стародуб, дуб Ракитаний, Киндяшное древо и мн. др.). В работе предлагаются этимологические и мотивационные решения для большинства известных авторам мифодендронимов, многие из которых являются «темными» и до сих пор не были надежно проинтерпретированы.",
keywords = "Charms, Dendronyms, East Slavic languages, Etymology, Language of folklore, Linguistic geography, Microtoponymy, Semantic and motivational reconstruction, Tree names, linguistic geography, tree names, etymology, charms, language of folklore, semantic and motivational reconstruction, microtoponymy, TOPONYMS, dendronyms",
author = "Агапкина, {Т. А.} and Березович, {Елена Львовна} and Сурикова, {Олеся Дмитриевна}",
year = "2021",
doi = "10.15826/vopr_onom.2021.18.1.001",
language = "Русский",
volume = "18",
pages = "9--61",
journal = "Problems of Onomastics",
issn = "1994-2400",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Имена деревьев в восточнославянских заговорах

AU - Агапкина, Т. А.

AU - Березович, Елена Львовна

AU - Сурикова, Олеся Дмитриевна

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Настоящая статья продолжает цикл работ авторов, посвященных топонимии заговоров и публиковавшихся в журнале «Вопросы ономастики». В ней говорится о собственных именах деревьев (дендронимах) в восточнославянских заговорах (преимущественно восточнобелорусских, восточноукраинских, западно- и южнорусских - это основной ареал рассматриваемой фольклорной традиции). Именование почитаемых деревьев - достаточно распространенная культовая практика, при этом базовые модели номинации деревьев подчиняются общим механизмам культурной семиотизации значимых свойств растений: наиболее важными признаками становятся размер и раскидистость дерева, ситуативная связь с человеком, место произрастания и т. д. Этим же наиболее общим правилам подчиняется и фольклорная (в том числе заговорная) традиция именования деревьев - однако достоверных случаев «миграции» дендронимов из реальной топонимической системы в заговорные тексты не зафиксировано. Истоки мифодендронимов устанавливаются преимущественно в фольклоре и книжно-рукописной традиции. В статье определяется функциональная принадлежность заговоров, в которых фигурируют ИС деревьев (чаще всего это заговоры от лихорадки и от укуса змей). Имена деревьев разделены на группы с точки зрения их происхождения: отантропонимические (дуб Евгим, древо ерофей, бяроза Катярина и др.), оттопонимические (дуб Мамврийский, дуб-буян, дуб Лукомор и др.), отэтнонимические (дуб Сорочинский, дуб верейский и др.), возникшие путем онимизации апеллятивов (древо карколист, дуб-стародуб, дуб Ракитаний, Киндяшное древо и мн. др.). В работе предлагаются этимологические и мотивационные решения для большинства известных авторам мифодендронимов, многие из которых являются «темными» и до сих пор не были надежно проинтерпретированы.

AB - Настоящая статья продолжает цикл работ авторов, посвященных топонимии заговоров и публиковавшихся в журнале «Вопросы ономастики». В ней говорится о собственных именах деревьев (дендронимах) в восточнославянских заговорах (преимущественно восточнобелорусских, восточноукраинских, западно- и южнорусских - это основной ареал рассматриваемой фольклорной традиции). Именование почитаемых деревьев - достаточно распространенная культовая практика, при этом базовые модели номинации деревьев подчиняются общим механизмам культурной семиотизации значимых свойств растений: наиболее важными признаками становятся размер и раскидистость дерева, ситуативная связь с человеком, место произрастания и т. д. Этим же наиболее общим правилам подчиняется и фольклорная (в том числе заговорная) традиция именования деревьев - однако достоверных случаев «миграции» дендронимов из реальной топонимической системы в заговорные тексты не зафиксировано. Истоки мифодендронимов устанавливаются преимущественно в фольклоре и книжно-рукописной традиции. В статье определяется функциональная принадлежность заговоров, в которых фигурируют ИС деревьев (чаще всего это заговоры от лихорадки и от укуса змей). Имена деревьев разделены на группы с точки зрения их происхождения: отантропонимические (дуб Евгим, древо ерофей, бяроза Катярина и др.), оттопонимические (дуб Мамврийский, дуб-буян, дуб Лукомор и др.), отэтнонимические (дуб Сорочинский, дуб верейский и др.), возникшие путем онимизации апеллятивов (древо карколист, дуб-стародуб, дуб Ракитаний, Киндяшное древо и мн. др.). В работе предлагаются этимологические и мотивационные решения для большинства известных авторам мифодендронимов, многие из которых являются «темными» и до сих пор не были надежно проинтерпретированы.

KW - Charms

KW - Dendronyms

KW - East Slavic languages

KW - Etymology

KW - Language of folklore

KW - Linguistic geography

KW - Microtoponymy

KW - Semantic and motivational reconstruction

KW - Tree names

KW - linguistic geography

KW - tree names

KW - etymology

KW - charms

KW - language of folklore

KW - semantic and motivational reconstruction

KW - microtoponymy

KW - TOPONYMS

KW - dendronyms

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45569924

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85104665645&partnerID=8YFLogxK

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000645427800001

U2 - 10.15826/vopr_onom.2021.18.1.001

DO - 10.15826/vopr_onom.2021.18.1.001

M3 - Статья

VL - 18

SP - 9

EP - 61

JO - Problems of Onomastics

JF - Problems of Onomastics

SN - 1994-2400

IS - 1

ER -

ID: 21200092