В статье утверждается, что процессы глобального динамизма, происходящие во всех сферах общества, невозможно сегодня объяснить, применяя социальные законы классических и неклассических теорий. Да и сами понятия «закон», «закономерность», «правило», «логика» утрачивают свой гносеологический потенциал. Поэтому культурно-цивилизационные процессы авторы рассматривают с позиций социокультурного проектирования, позволяющего не интерпретировать, а моделировать события с помощью технологий. Одной из таких социокультурных технологий является игра. В статье игра рассматривается и как технология, и как универсалия культуры, и как основа и двигатель культурно-цивилизационного процесса. Игра понимается авторами как экзистенциал для модусов «культура» и «цивилизация». Воспринимая игру как свободное движение (шире - как любое определенное движение вообще), авторы сориентированы на иррациональную ее природу. Игра в их понимании - это «энтелехия» культурно-цивилизационного процесса, это универсальный системообразующий принцип формирования Космоса, бесконечный процесс, заключающий смысл в себе самом. Авторы проводят сравнительный анализ философских концепций игры в их динамике, показывают влияние современного общества на трансформацию процесса игры, и наоборот - игры на трансформацию общества, вводят и раскрывают социально-философский смысл и потенциал понятий «оргаистическая игра» и «организованная игра», определяют структурные элементы игры, игроков и антиигроков. Основное внимание уделяется игротипам «женское» и «мужское» и игровой фигуре трикстера («снимающей» дуализм «мужского» и «женского» игротипов), носителя оргаистического начала, реализующего идею саморазвития как сущностной основы культурно-цивилизационного процесса