DOI

Проблема и цель. В условиях цифровой глобализации традиционные формы коммуникаций в университете вынуждены трансформироваться, чтобы соответствовать образовательным задачам. Однако сложившаяся практика построения коммуникаций в университетах в новых форматах выявила ряд проблем неэффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Статья имеет целью выявление основных признаков трансформации форм коммуникаций при дистантном обучении в университете. Особое внимание уделено условиям формирования эффективного цифрового диалога в триаде университет-студент-преподаватель. Материалы и методы исследования. Изучение трансформации коммуникации рассматривается с экономической, педагогической, и филологической (семиологической) точек зрения. Экономический подход включает рассмотрение ресурсных ограничений, препятствующих развитию различных форм коммуникаций в образовательном пространстве, и оценку эффективности коммуникационного процесса. Педагогический подход позволяет оценить технологии и форматы коммуникаций при онлайн обучении. Семиологический подход ориентирован на выборе приемов и схем, адекватных цифровому диалогу. Эмпирическое исследование проведено методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты 2-4 курсов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Результаты исследования. В 2020-2021 учебном году студенты смогли адаптироваться к быстрому включению в дистанционное обучение и использование цифровых технологий, но при этом половина опрошенных студентов предпочитают вернуться к традиционному формату обучения, 39% студентов за смешанный формат. Установлено, что, если вербальные формы коммуникаций при передаче контента курса от преподавателя к студентам не были трансформированы с учетом цифровой среды и онлайн обучения, то это могло приводить к излишней сложности для восприятия (по мнению 54,5% опрошенных), появлению информационных шумов, как следствие появление дискомфорта (для 40% опрошенных) и попытки избегания коммуникаций (для 18%). 52% студентов указали, что со временем их мнение о дистанте улучшилось. Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что сегодня умение работать с цифровыми технологиями означает нечто большее, чем цифровая грамотность. В коммуникации важна разработка новых технологий, приемов и средств, адекватных новым образовательным и воспитательным задачам. И в современных условиях, отягощенных пандемическими угрозами, иные пути цифровизации университета с построением эффективных коммуникаций, скорее невозможны.
Переведенное названиеТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИ ЦИФРОВОЙ
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)69-83
Число страниц15
ЖурналПерспективы науки и образования
Том54
Номер выпуска6 (54)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    ГРНТИ

  • 00.00.00 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В ЦЕЛОМ

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Области исследований

  • Digital communication, Digital dialogue, Digital university, Distant (online) learning, Learning technologies

    Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Philosophy

ID: 29307173