Автор статьи раскрывает философский потенциал очерка Гаяза Исхаки «Идель-Урал», представляя его как публицистическую рефлексию писателя на практику советского национально-государственного строительства в Урало-Поволжье. Очерк «Идель-Урал» стал политико-публицистическим манифестом татарской государственности. Геополитическое пространство «Идель-Урал» представлено как дуалистический миф, который описывает единство противоположных явлений и символов - Земли и Воды. Урал суть Земля (Җир), Идель суть Вода (Су). Понимание концепта «Идель-Урал» укладывается в лоно концепции «культурных гнезд». На основе культурного гнезда при обретении культурной инициативой официального статуса и ее государственной поддержки рождается культурный центр. В культурном центре могут сталкиваться и сливаться культурные потоки, что создает многоликую картину духовной жизни, как в современном Урало-Поволжье - Татарстане и Башкортостане. Мифологема «Идель-Урал» представляется нам в его генетическом аспекте как целостное мировоззрение. Она хранит традицию борьбы Добра (тюркская земля) со Злом (русское государство). Понимание смыслов очерка «Идель-Урал» возможно в координатах многомерности. Этническая легитимация есть превращенная форма этнического сознания, объективирующаяся в виде совокупности отражающих этническую картину мира текстов, в которых выражаются ценности и ценностные ориентации.