Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Max Scheler's education concept in the light of his philosophical anthropology
AU - Burkhanov, Rafael A.
AU - Gagarin, Anatoly S.
PY - 2020/12/31
Y1 - 2020/12/31
N2 - В современной педагогике постепенно утверждается образовательный идеал знания, как особого свойства включенного в бытие мира человека. На первый план здесь выходит формирование человека, а не просто процесс передачи определенной суммы знаний. Одним из основоположников такого подхода является Макс Шелер. Материалы и методы. Общими основаниями исследования его концепции образования для нас послужили метод философско-антропологической реконструкции и метод содержательно-смысловой интерпретации, а также диалектический, герменевтический, компаративистский, восхождения от абстрактного к конкретному, системный и другие методы. Основные результаты исследования. Свою теорию образования немецкий мыслитель разработал на основе философской антропологии и социологии знания, составными частями которой служат феноменология и аксиология. Главная задача философской антропологии состоит в анализе сущности и сущностной структуры человека, истоков его бытия, соединяющего в себе мощный, но слепой энергетически-витальный «порыв» и зрячий, но слабый содержательно-смысловой «дух», аксиологически устремленный к Божеству. В первую очередь, человек - существо любящее, а потом - познающее и волящее. Шелер выделил три вида знания - практическое, позитивное, нацеленное на достижение прагматических целей; сущностное, образовательное, направленное на становление и развитие личности, и метафизическое, спасительное, устремленное к постижению высшей основы бытия, которые могут быть использованы в процессе образования и духовного развития человека, где главную роль играет второй вид знания. Образование есть процесс самосозидания человека через любовь к другим людям, Богу и всему миру, подчеркивает философ. Метафизической предпосылкой самоформирования личности служит свобода как спонтанность ее духовного центра. Цель образования - реализация идеала всечеловека как всесторонне и духовно развитой личности. В абсолютном смысле «всечеловек» представляет собой «направляющую идею» человека, в бесконечной форме и конечном многообразии последовательно раскрывающего все свои сущностные возможности. В относительном смысле этот идеал воплощается в представлении о «благообразно сформированном человеке», стремящемся к саморазвитию в конкретных исторических условиях и жизненных обстоятельствах. Всестороннее и целостное мировоззрение индивида возможно через получение и усвоение сущностного, образовательного и других видов знания, которые определяют структуру упорядочивания и осмысления фактов возможного опыта людей.
AB - В современной педагогике постепенно утверждается образовательный идеал знания, как особого свойства включенного в бытие мира человека. На первый план здесь выходит формирование человека, а не просто процесс передачи определенной суммы знаний. Одним из основоположников такого подхода является Макс Шелер. Материалы и методы. Общими основаниями исследования его концепции образования для нас послужили метод философско-антропологической реконструкции и метод содержательно-смысловой интерпретации, а также диалектический, герменевтический, компаративистский, восхождения от абстрактного к конкретному, системный и другие методы. Основные результаты исследования. Свою теорию образования немецкий мыслитель разработал на основе философской антропологии и социологии знания, составными частями которой служат феноменология и аксиология. Главная задача философской антропологии состоит в анализе сущности и сущностной структуры человека, истоков его бытия, соединяющего в себе мощный, но слепой энергетически-витальный «порыв» и зрячий, но слабый содержательно-смысловой «дух», аксиологически устремленный к Божеству. В первую очередь, человек - существо любящее, а потом - познающее и волящее. Шелер выделил три вида знания - практическое, позитивное, нацеленное на достижение прагматических целей; сущностное, образовательное, направленное на становление и развитие личности, и метафизическое, спасительное, устремленное к постижению высшей основы бытия, которые могут быть использованы в процессе образования и духовного развития человека, где главную роль играет второй вид знания. Образование есть процесс самосозидания человека через любовь к другим людям, Богу и всему миру, подчеркивает философ. Метафизической предпосылкой самоформирования личности служит свобода как спонтанность ее духовного центра. Цель образования - реализация идеала всечеловека как всесторонне и духовно развитой личности. В абсолютном смысле «всечеловек» представляет собой «направляющую идею» человека, в бесконечной форме и конечном многообразии последовательно раскрывающего все свои сущностные возможности. В относительном смысле этот идеал воплощается в представлении о «благообразно сформированном человеке», стремящемся к саморазвитию в конкретных исторических условиях и жизненных обстоятельствах. Всестороннее и целостное мировоззрение индивида возможно через получение и усвоение сущностного, образовательного и других видов знания, которые определяют структуру упорядочивания и осмысления фактов возможного опыта людей.
KW - Axiology
KW - Max Scheler
KW - Metaphysics
KW - Phenomenology
KW - Philosophical anthropology
KW - Sociology of knowledge
KW - The concept of education
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85099610850&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.32744/PSE.2020.6.1
DO - 10.32744/PSE.2020.6.1
M3 - Article
AN - SCOPUS:85099610850
VL - 48
SP - 10
EP - 21
JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania
JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania
SN - 2307-2334
IS - 6
ER -
ID: 20519906