Актуальность. Высшее образование - одно из основных направлений развития национальной и мировой экономики. Чтобы оставаться конкурентоспособными на национальном и международном рынках высшего образования, университетам необходимо инвестировать значительные финансовые, человеческие и другие ресурсы в интернационализацию. Однако универсального решения не существует, и университеты могут выбирать из множества стратегий, чтобы стать более заметными на международной арене и подняться в глобальных рейтингах. Цель статьи - прояснить концепцию интернационализации в сфере высшего образования, выявить ключевые факторы, влияющие на успех университетов в интернационализации, а также изучить стратегии и действия, используемые университетами из разных стран для интернационализации. Данные и методы. Методологически данное исследование опирается на методы направленного контент-анализа, кластерный анализ в SPSS, тематические исследования и интервью. В выборку вошли 32 университета из Западной Европы, Китая и Японии, России и США - участников международных программ повышения конкурентоспособности. Результаты. Были определены 7 ключевых факторов, определяющих успех усилий университета по интернационализации, наиболее важными из которых являются финансовые ресурсы и международное взаимодействие. В исследовании также предлагается методология, основанная на расчете индекса интернационализации, с помощью которой можно определить тип того или иного университета и выбрать оптимальные направления деятельности для усиления его интернационализации. Выводы. Перемещение университета в тип (кластер) более высокого уровня за счет реализации предложенных мероприятий можно рассматривать как современный способ их интернационализации.