DOI

В статье рассматриваются стихотворения Е. Фанайловой, изображающие тип юродивой эпохи современности, на французском (Симона Вейль) и русском (Ксения Петербургская) материале. В центре обоих стихотворений стоит буквально понятая инверсия, подражающая сюжету книги Иова: открытие изнанки речи через двойное отрицание, в случае Вейль, или через тотальную аллегорию Бога как создателя текста-текстуры-шитья, в случае Ксении. В обоих стихотворениях главным приемом является многоголосье, голоса различных героев, которые при этом не способны на отрицание. Юродство понимается при этом как вписывание сюжета Иова в литургический контекст: Фанайлова использует прием подглядывания и подслушивания, с целью создать обратную перспективу литургического учреждения многоголосия. Юродивый преодолевает привычные представления о приличии, в том числе, о литературном приличии. Критика литературной уместности, в отдельных чертах совпадающая с постмодернистской критикой культуры, позволяет ввести ряд устойчивых стилизующих стратегий, консистентных для нарратива: от наследия Михаила Кузмина в стихотворении о Ксении до театра абсурда в стихотворении о Симоне. При этом принимается стратегия стиля, отделенная от героини одним или двумя поколениями, что и позволяет создать положительную стереоскопическую модель культуры. Такая модель уже позволяет внести в стихи принципы литургических последований, литании или акафиста. Так, в стихотворении о Ксении распознаются структурно-композиционные принципы тропаря и синаксаря. Это позволяет Фанайловой, используя постмодернистское многоголосие, создать положительную концепцию присутствия святости в истории.
Переведенное названиеДВЕ ЮРОДИВЫХ ФАНАЙЛОВОЙ: ПЕРЕД ЛИТУРГИЧЕСКИМ МОМЕНТОМ
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)225-234
Число страниц10
ЖурналNovyi filologicheskii vestnik-New philological bulletin
Номер выпуска4 (67)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Russian Science Citation Index
  • Перечень ВАК

    Предметные области WoS

  • Литература

ID: 52395648