Монография является первым специальным исследованием, посвященным учителям русскоязычных школ Екатеринбурга – словесной, арифметической, знаменования (рисования), пения, – внесшим основной вклад в формирование и развитие социокультурной сферы города. Характеризуется роль В. И. Геннина и В. Н, Татищева в организации этих учебных заведений, поиске учителей и регламентации их деятельности. Реконструируется состав учительских кадров, источники их формирования, уровень образования, сроки работы в школах, программы и методы обучения, положение в социуме: оплата труда, часы ежедневного пребывания в школах, постоянное использование для выполнения различных поручений начальства, наказания за оплошности и проступки. Делается попытка реконструкции жизни и судеб первых учителей Екатеринбурга. Издание предназначено для историков, культурологов, преподавателей вузов и школ, студентов, всех, интересующихся историей культуры и образования Урала и России первой половины XVIII в.