Standard

"ДИКАРКИ" В СОВЕТСКОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1950-1960-Х ГГ. / Литовская, Мария Аркадьевна.
в: Детские чтения, Том 17, № 1, 2020, стр. 115-143.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Литовская МА. "ДИКАРКИ" В СОВЕТСКОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1950-1960-Х ГГ. Детские чтения. 2020;17(1):115-143. doi: 10.31860/2304-5817-2020-1-17-115-143

Author

BibTeX

@article{cb8aa9c1fe9040c3965cd2290808030a,
title = "{"}ДИКАРКИ{"} В СОВЕТСКОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1950-1960-Х ГГ",
abstract = "В статье дан очерк одного характерного типа русской литературы - юной девушки, которая охарактеризована как «дикарка». Изначально основанный на противопоставлении главной героини персонажам-носительницам гендерно-нормативного поведения, этот тип в упрощенном виде был перенесен в литературу для подростков и в творчестве Л. Чарской закрепился в форме характеристики героини, не прошедшей дисциплинарную выучку, аффективно выражающей свои чувства. В советской культуре вслед за типом «ребенка-дикаря», встраивающегося в «чужое» социальное пространство, формируется образ советской девочки, реализующей новую «программу» идеального девичества, воспринимаемую другими как «дикость». В период оттепели с формируемым в нем символическим дружелюбным социальным пространством и частичной реабилитацией изображения природного начала в человеке нелюдимые и одинокие литературные «дикарки» получают понимание и поддержку социума. Девушке дается «разрешение» на временный выход за рамки гендерных предписаний и асоциальность. «Дикарство» одобряется как необходимая часть взросления девушки, оно объективно представлено как субститут психофизиологических изменений девушки-подростка. Рассмотренный в более масштабной гендерной перспективе этот литературный тип соотносится с проблематизацией гендерных «договоров», несоответствием провозглашаемых и реальных гендерных сценариев и, наконец, со специфическим советским «конвенциональным гендерным порядком».",
author = "Литовская, {Мария Аркадьевна}",
year = "2020",
doi = "10.31860/2304-5817-2020-1-17-115-143",
language = "Русский",
volume = "17",
pages = "115--143",
journal = "Детские чтения",
issn = "2304-5817",
publisher = "Institute of Russian Literature (The Pushkin House), Russian Academy of Sciences",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - "ДИКАРКИ" В СОВЕТСКОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1950-1960-Х ГГ

AU - Литовская, Мария Аркадьевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье дан очерк одного характерного типа русской литературы - юной девушки, которая охарактеризована как «дикарка». Изначально основанный на противопоставлении главной героини персонажам-носительницам гендерно-нормативного поведения, этот тип в упрощенном виде был перенесен в литературу для подростков и в творчестве Л. Чарской закрепился в форме характеристики героини, не прошедшей дисциплинарную выучку, аффективно выражающей свои чувства. В советской культуре вслед за типом «ребенка-дикаря», встраивающегося в «чужое» социальное пространство, формируется образ советской девочки, реализующей новую «программу» идеального девичества, воспринимаемую другими как «дикость». В период оттепели с формируемым в нем символическим дружелюбным социальным пространством и частичной реабилитацией изображения природного начала в человеке нелюдимые и одинокие литературные «дикарки» получают понимание и поддержку социума. Девушке дается «разрешение» на временный выход за рамки гендерных предписаний и асоциальность. «Дикарство» одобряется как необходимая часть взросления девушки, оно объективно представлено как субститут психофизиологических изменений девушки-подростка. Рассмотренный в более масштабной гендерной перспективе этот литературный тип соотносится с проблематизацией гендерных «договоров», несоответствием провозглашаемых и реальных гендерных сценариев и, наконец, со специфическим советским «конвенциональным гендерным порядком».

AB - В статье дан очерк одного характерного типа русской литературы - юной девушки, которая охарактеризована как «дикарка». Изначально основанный на противопоставлении главной героини персонажам-носительницам гендерно-нормативного поведения, этот тип в упрощенном виде был перенесен в литературу для подростков и в творчестве Л. Чарской закрепился в форме характеристики героини, не прошедшей дисциплинарную выучку, аффективно выражающей свои чувства. В советской культуре вслед за типом «ребенка-дикаря», встраивающегося в «чужое» социальное пространство, формируется образ советской девочки, реализующей новую «программу» идеального девичества, воспринимаемую другими как «дикость». В период оттепели с формируемым в нем символическим дружелюбным социальным пространством и частичной реабилитацией изображения природного начала в человеке нелюдимые и одинокие литературные «дикарки» получают понимание и поддержку социума. Девушке дается «разрешение» на временный выход за рамки гендерных предписаний и асоциальность. «Дикарство» одобряется как необходимая часть взросления девушки, оно объективно представлено как субститут психофизиологических изменений девушки-подростка. Рассмотренный в более масштабной гендерной перспективе этот литературный тип соотносится с проблематизацией гендерных «договоров», несоответствием провозглашаемых и реальных гендерных сценариев и, наконец, со специфическим советским «конвенциональным гендерным порядком».

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43019686

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85168347502

U2 - 10.31860/2304-5817-2020-1-17-115-143

DO - 10.31860/2304-5817-2020-1-17-115-143

M3 - Статья

VL - 17

SP - 115

EP - 143

JO - Детские чтения

JF - Детские чтения

SN - 2304-5817

IS - 1

ER -

ID: 29492260