В статье проанализированы процессы градостроительства и архитектурного формообразования, имевшие место в административном центре Уральской (с 1934 - Свердловской) области городе Свердловске в 1920-е - 1930-е гг. Отмечено, что новая архитектурно-пространственная структура одного из крупнейших городов Урала, возникшая в ходе реализации генерального плана «Большой Свердловск», базировалась, главным образом, на идеях архитектурного авангарда, основным творческим течением которого был конструктивизм. Указывается, что свердловский конструктивизм, приведший к созданию большого числа уникальных сооружений, формировался и развивался под влиянием известных архитекторов, представлявших авангардистские центры Москвы, Ленинграда и Томска, а также немецкую школу «Баухауз», считавшуюся основоположником этого стиля. Внимание обращено на то, что практическая реализация плана архитектурно-градостроительного развития Свердловска привела к созданию полицентрической городской системы, в рамках которой, наряду с реконструкцией центрального ядра города, на базе крупных заводов возникли окружающие его промышленно-селитебные районы («соцгорода»), регламентированные системами бытового обслуживания, транспорта и благоустройства. Делается вывод, что архитектурно-строительные процессы 1920-х - 1930-х гг., протекавшие в Свердловске в рамках конструктивистского авангарда, а затем эволюционировавшие в сторону декоративного конструктивизма и неоклассики, позволили городу сделать серьезный шаг в развитии градостроительства, привели к созданию архитектурной ауры, сформировавшей его неповторимый образ.