В статье анализируется этнорелигиозная обстановка в Малой Азии в XIV в., а также рассматривается положение отдельных этнических и религиозных общностей на территориях турецких бейликов. Как показало исследование, несмотря на утрату Византией всех малоазийских территорий в XIV в., значительная часть греческого населения продолжала проживать на захваченных турками землях. До середины XIV в. в отдаленных и малонаселенных районах Анатолии процессы тюркизации и исламизации протекали медленно. К концу XIV в. небольшие греческие селения в Западной Анатолии практически перестали существовать, а их население постепенно исламизировалось. В то же время в крупных городах и административных центрах греки довольно быстро осваивали язык и обычаи иноверцев и интегрировались в экономическую систему мусульманского общества, так как налоговая система турок позволяла ромеям сохранять религиозную идентичность в обмен на уплату джизьи. Выявлено, что положение прочих этнических и религиозных общностей отражено в источниках лишь фрагментарно. Специфической чертой развития малоазийского региона в XIV в. стало переселение в города Анатолии многочисленных групп евреев. Экономическая активность евреев высоко ценилась малоазийскими эмирами, заинтересованными в нормальном функционировании своих городских центров. Иудеи, вероятно, обладали определенными привилегиями, что позволяло еврейским общинам комфортно жить при мусульманских порядках. Именно эти факторы - налоговые льготы, предоставляемые турками, и возможность немусульманам участвовать в общественной жизни, - создавали в анатолийском регионе условия для формирования полиэтничного и многоконфессионального общества. Это послужило основой для последующей интеграции немусульманского населения Анатолии в общественные структуры тюркских эмиратов.