Standard

ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА (1726-1750 ГГ.). / Сафронова, Алевтина Михайловна.
в: Наука. Общество. Оборона, Том 12, № 1 (38), 3, 2024.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Сафронова АМ. ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА (1726-1750 ГГ.). Наука. Общество. Оборона. 2024;12(1 (38)):3. doi: 10.24412/2311-1763-2024-1-3-3

Author

BibTeX

@article{ef153112d8d340d6bc0bdbc5d6a70c60,
title = "ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА (1726-1750 ГГ.)",
abstract = "В статье впервые на основе архивных документов реконструируется история обучения детей военных в школах Екатеринбурга, не являвшаяся ранее предметом исследования. Раскрывается история формирования военных частей на территории горнозаводского Урала, политика верховной власти, Берг-коллегии, Сибирского обер-бергамта (1723-1734 гг.) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г.) в отношении детей военных чинов. Показывается, что впервые дети военных чинов стали зачисляться в школы с 1726 г., с 1735 г. - в обязательном порядке, проводились переписи этих детей, поиски отъехавших в другие населенные пункты. На основе анализа ведомостей учащихся школ устанавливается численность детей военных чинов в школах, их удельный вес (более 20-30% учащихся в словесной и арифметической школах), перевод в школы более высокой ступени - немецкую и знаменования (рисования). Особое внимание уделено детям офицеров, которые получая основы знаний на дому, собирались в школы Екатеринбурга со всех заводов. Показано, что с сентября 1742 г. дети нижних военных чинов получили приоритетное право наряду с сиротами, детьми отставных от дел обучаться в школах, получая казенное жалованье, дети мастеровых, составлявшие ранее большинство учащихся, могли учиться лишь с согласия отцов, за их счет. Многочисленные прошения о приеме детей в школы позволяют говорить о положительном отношении родителей и других родственников к обучению детей. Изучение решений начальства об определении учащихся к делам приводит к выводу, что дети военных использовались в основном в интересах горнозаводского ведомства: направлялись в копиисты, в ученики к маркшейдерам, геодезистам, лекарям, обучались механике, пробе металлов, их плавке. К военной службе они стали привлекаться лишь с 1743 года.",
author = "Сафронова, {Алевтина Михайловна}",
year = "2024",
doi = "10.24412/2311-1763-2024-1-3-3",
language = "Русский",
volume = "12",
journal = "Наука. Общество. Оборона",
issn = "2311-1763",
publisher = "Наука. Общество. Оборона",
number = "1 (38)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА (1726-1750 ГГ.)

AU - Сафронова, Алевтина Михайловна

PY - 2024

Y1 - 2024

N2 - В статье впервые на основе архивных документов реконструируется история обучения детей военных в школах Екатеринбурга, не являвшаяся ранее предметом исследования. Раскрывается история формирования военных частей на территории горнозаводского Урала, политика верховной власти, Берг-коллегии, Сибирского обер-бергамта (1723-1734 гг.) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г.) в отношении детей военных чинов. Показывается, что впервые дети военных чинов стали зачисляться в школы с 1726 г., с 1735 г. - в обязательном порядке, проводились переписи этих детей, поиски отъехавших в другие населенные пункты. На основе анализа ведомостей учащихся школ устанавливается численность детей военных чинов в школах, их удельный вес (более 20-30% учащихся в словесной и арифметической школах), перевод в школы более высокой ступени - немецкую и знаменования (рисования). Особое внимание уделено детям офицеров, которые получая основы знаний на дому, собирались в школы Екатеринбурга со всех заводов. Показано, что с сентября 1742 г. дети нижних военных чинов получили приоритетное право наряду с сиротами, детьми отставных от дел обучаться в школах, получая казенное жалованье, дети мастеровых, составлявшие ранее большинство учащихся, могли учиться лишь с согласия отцов, за их счет. Многочисленные прошения о приеме детей в школы позволяют говорить о положительном отношении родителей и других родственников к обучению детей. Изучение решений начальства об определении учащихся к делам приводит к выводу, что дети военных использовались в основном в интересах горнозаводского ведомства: направлялись в копиисты, в ученики к маркшейдерам, геодезистам, лекарям, обучались механике, пробе металлов, их плавке. К военной службе они стали привлекаться лишь с 1743 года.

AB - В статье впервые на основе архивных документов реконструируется история обучения детей военных в школах Екатеринбурга, не являвшаяся ранее предметом исследования. Раскрывается история формирования военных частей на территории горнозаводского Урала, политика верховной власти, Берг-коллегии, Сибирского обер-бергамта (1723-1734 гг.) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г.) в отношении детей военных чинов. Показывается, что впервые дети военных чинов стали зачисляться в школы с 1726 г., с 1735 г. - в обязательном порядке, проводились переписи этих детей, поиски отъехавших в другие населенные пункты. На основе анализа ведомостей учащихся школ устанавливается численность детей военных чинов в школах, их удельный вес (более 20-30% учащихся в словесной и арифметической школах), перевод в школы более высокой ступени - немецкую и знаменования (рисования). Особое внимание уделено детям офицеров, которые получая основы знаний на дому, собирались в школы Екатеринбурга со всех заводов. Показано, что с сентября 1742 г. дети нижних военных чинов получили приоритетное право наряду с сиротами, детьми отставных от дел обучаться в школах, получая казенное жалованье, дети мастеровых, составлявшие ранее большинство учащихся, могли учиться лишь с согласия отцов, за их счет. Многочисленные прошения о приеме детей в школы позволяют говорить о положительном отношении родителей и других родственников к обучению детей. Изучение решений начальства об определении учащихся к делам приводит к выводу, что дети военных использовались в основном в интересах горнозаводского ведомства: направлялись в копиисты, в ученики к маркшейдерам, геодезистам, лекарям, обучались механике, пробе металлов, их плавке. К военной службе они стали привлекаться лишь с 1743 года.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=63797791

U2 - 10.24412/2311-1763-2024-1-3-3

DO - 10.24412/2311-1763-2024-1-3-3

M3 - Статья

VL - 12

JO - Наука. Общество. Оборона

JF - Наука. Общество. Оборона

SN - 2311-1763

IS - 1 (38)

M1 - 3

ER -

ID: 55412689